Пенсионный фонд России с 2016 года переходит на электронное взаимодействие с Федеральной службой судебных приставов, сообщили «Известиям» в ПФР. По новой технологии с ФССП будут работать более 200 территориальных органов фонда, в том числе в Республике Крым и городе Севастополе. Решение о переходе на новый формат взаимодействия принято по итогам пилотного проекта, который успешно прошел в этом году в четырех регионах: Москве, Красноярске, Новгороде, Ростове.
— Безбумажное взаимодействие — это норма времени, все госорганы переходят на такое сотрудничество в рамках системы межведомственного электронного взаимодействия, — сообщили в Пенсионном фонде России. — По защищенным каналам связи с электронно-цифровой подписью ПФР будет направлять судебным приставам документы о взыскании недоимки по страховым взносам на исполнении. Это ускорит процесс и сократит расходы на взыскание обеих сторон — уходим от траты бумаги и почтовых расходов.
ПФР администрирует страховые взносы на формирование пенсии (22% от фонда оплаты труда), а также взносы в Фонд обязательного медицинского страхования (5,1%); Фонд соцстрахования сам контролирует полагающиеся ему 2,9%. В случае неуплаты работодателем взносов в срок ему прежде всего направляется требование об уплате необходимых средств с указанием крайнего срока. После его истечения средства взыскиваются в принудительном порядке с банковского счета организации или индивидуального предпринимателя: администратор этих взносов (ПФР или ФСС) направляет в банк, в которым открыты счета неплательщика, поручение на списание необходимых средств.
Если деньги на счетах неплательщика отсутствуют или их недостаточно, взыскание взносов производится за счет иного имущества работодателя — именно на этой стадии привлекаются приставы. Администратор страховых взносов принимает соответствующее постановление и направляет его судебному приставу-исполнителю. Исполнительные действия, согласно закону о страховых взносах, должны быть совершены в двухмесячный срок со дня поступления указанного постановления.
В ФССП с оптимизмом смотрят на новый формат работы с пенсионным фондом и отмечают увеличившийся поток исполнительных листов в последнее время.
— ФССП России в рамках осуществления функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц на постоянной основе прорабатывает вопрос по оптимизации работы по исполнению исполнительных документов. В настоящее время отмечается значительный рост поступления исполнительных документов, переход на электронный документооборот не только значительно упростит и ускорит исполнение исполнительных документов, но и позволит исключить направление большого количества информации на бумажном носителе, — сообщили «Известиям» в пресс-службе ведомства.
Информационная система обойдется по меньшей мере в 5 млн рублей. Эксперты говорят, что временные издержки и расходы на соответствующий документооборот сократятся в разы. По словам президента коллекторской компании «Секвойя кредит консолидейшн» Елены Докучаевой, сейчас в работе ФССП находится более 5 млн дел о взыскании только страховых взносов в пользу ПФР на общую сумму 180 млрд рублей. Электронный документооборот, по ее словам, позволит значительно сократить сроки обмена информацией и взыскания взносов, пеней и штрафов за счет имущества работодателей.
— К тому же, — говорит Докучаева, — данное решение позволит в разы сократить расходы ведомств на ведение бумажного документооборота. Так, например, по итогам исследований компаний, которые уже перешли на новую систему, электронный документооборот позволяет в пять раз снизить расходы. Также нельзя забывать о потерянных документах в ходе отправки по почте — более 7% ежемесячно. В масштабах учреждений федерального значения это существенный показатель. Таким образом, данное решение положительным образом отразится на эффективности работы ПФР и приставов.
Нотариус Нотариальной палаты Санкт-Петербурга Алексей Комаров подтвердил, что введение электронных технологий в нотариате сокращает материальные издержки на 80%, а временные — минимум в два раза. Управляющий партнер группы юридических и аудиторских компаний СБП Кира Гин-Барисявичене отметила, что контрольный срок прохождения письменной корреспонденции внутри городов — два дня. При этом, по ее словам, сотрудники ПФР должны еще распечатать документ, оформить почтовое отправление, отнести его на почту, где его должны обработать. Аналогичную работу при бумажном документообороте проделывает сегодня и ФССП.
— В результате этот процесс может растянуться до двух недель. В связи с этими обстоятельствами электронный документооборот снимет часть проблем и однозначно ускорит взаимодействие ПФР и ФССП, — говорит Гин-Барисявичене. — Отмечу, что электронный документооборот — это общий тренд новой системы взаимодействия между госорганами. Так, налоговая служба электронными каналами уже успешно пользуется, российские суды тоже собираются сделать это в ближайшее время.
Адвокат юридической группы AstapovLawyers Марина Агальцова добавила, что в электронном формате ФССП сейчас взаимодействует с Федеральной налоговой службой, и на этом примере можно «увидеть серьезное повышение оперативности действий ФССП при исполнении актов».
— Наложение ареста на имущество должника нажатием, по сути, одной кнопки упрощает задачу судебного пристава, — говорит Агальцова. — При надлежащей организации безбумажного сотрудничества с ПФР выгоду должны получить все участники исполнительного производства за счет сокращения затрачиваемого на решение процедурных вопросов времени, увеличения скорости совершения исполнительных действий и сокращения нагрузки на судебных приставов.
Источник: izvestia.ru