26 апреля 2018

Рубеж в 50 тыс. руб. за тонну пройден. Бензин продолжает дорожать

Стоимость бензина АИ-95 на бирже превысила отметку в 50 тыс. руб., а АИ-92 — приблизилась к ней. Для компенсации убытков владельцы АЗС будут повышать цены еженедельно и по итогам года рост превысит инфляцию, предупреждают эксперты.

Психологический барьер

Оптовая цена на бензин АИ-95 на торгах на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже 25 апреля превысила психологический барьер в 50 тыс. руб. за тонну, достигнув 50 439 руб. За день рост составил 0,76%, с начала года — 16,9%. Тонна АИ-92 выросла в цене на 0,65%, до 49 514 руб. (плюс 15,77% к началу года).

При достижении уровня 50 тыс. руб. за тонну начинают ускоренно расти розничные цены на АЗС, потому что их владельцам необходимо компенсировать убытки, говорят эксперты. Убыток от реализации в розницу бензина АИ-92 в Москве из-за высоких оптовых цен уже на прошлой неделе составлял 0,9 руб. на литр и продолжает расти, сказал генеральный директор «Аналитики товарных рынков» Михаил Турукалов. А продажа АИ-95 пока еще на грани безубыточности, добавил он.

Убыток при реализации АИ-92 составляет около 1 руб. на литр, подтверждает аналитик компании «Алгоритм топливный интегратор» Виктор Костюков. Маржа при продаже этого бензина составляет 6–7% при минимальном пороге безубыточности в 10%, уточняет он, а продажа АИ-95 пока обеспечивает маржу в 13%.

Для торговли топливом на АЗС с прибылью разница с мелкооптовой ценой в пересчете на литр бензина должна составлять не менее 5 руб., а для АИ-92 достигает лишь 4–4,5 руб. в зависимости от региона, продолжает Костюков. «У владельцев АЗС просто нет иного выхода, кроме как поднимать цены быстрее, чтобы не разориться: минимум на рубль за литр. Но на такой резкий шаг никто не решится, а когда вопрос созреет, мелкооптовые цены еще вырастут. И гонка розницы за оптовыми ценами продолжится», — заключает он.

Источник в одной из крупных нефтяных компаний поясняет, что нефтяникам удается компенсировать убытки в сбытовом сегменте за счет добычи, переработки и экспорта нефти и продукции из нее. Этой возможности нет у владельцев независимых сетей АЗС: они несут реальные убытки. «Но мы не обязаны их спасать, а у государства есть задача изымать максимальное количество прибыли в бюджет от торговли топливом за счет налогов», — заключил он.

«Роснефть» как социально ориентированная компания не допустит дефицита бензина на внутреннем рынке и выполнит свои обязательства по его поставке, заявил пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев, подчеркнув: «Резких скачков цен на наших заправках быть не может». Представитель ЛУКОЙЛа отказался от комментариев.

Быстрее инфляции

Цены на бензин в 2017 году, по данным Росстата, выросли на 7,3%, превысив инфляцию почти втрое. К концу 2018 года цены на топливо на АЗС также будут расти быстрее инфляции (по прогнозу главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной, она не должна превысить 4%) и рост будет не меньше прошлогоднего, говорит Турукалов. А в период высокого спроса рост может достигать 30–50 коп. на литр в неделю, уточняет Костюков.

С начала 2018 года цены на АИ-95 и АИ-92 на московских АЗС выросли на 1,6%, до 42,43 руб. и 39,21 руб. за литр соответственно. По расчетам Костюкова, с начала апреля повышение составило 60–80 коп. на литр. Он объясняет это ростом цен на нефть и ожиданием увеличения акцизов с 1 июля. По итогам 2018 года акцизы вместе с НДС увеличат стоимость литра бензина на 1,5 руб., добавил эксперт.

Федеральная антимонопольная служба в качестве поддержки российского топливного рынка готова подумать о снижении акцизов на нефтепродукты при сильном росте цен на нефть, сказал руководитель службы Игорь Артемьев. «На крайний вариант есть и другие меры, которые можно применить. Мы тогда подумаем о снижении акцизов, прежде всего потому, что акцизы в последние годы были главной причиной, провоцирующей рост [цен на нефтепродукты]», — сказал он (цитата по ТАСС).

«Сейчас период высокого спроса и период роста цен. В целом по году цены на АЗС меняются темпами, близкими к темпам роста инфляции, в некоторые периоды обгоняя ее. Нарушений антимонопольного законодательства, за исключением отдельных случав, как в Крыму, ФАС не зафиксировано», — сказал замруководителя ФАС Анатолий Голомолзин. — У всех есть разный потенциал для реакции [на высокие оптовые цены]: у некоторых АЗС есть мойки, магазины и другие способы заработать на продаже сопутствующих товаров и услуг, некоторые сети сделали запасы в период низких цен в опте в начале года, хеджируя свои риски».

 

Источник: https://www.rbc.ru/business/25/04/2018/5ae0685e9a79472b8e656d38