17 декабря 2020

Роспотребнадзор рассказал о недопустимости практики “невозвратных” подарочных сертификатов

В связи с приближающимися праздниками Роспотребнадзор сообщает1 о практике по борьбе с “невозвратными” подарочными сертификатами. В последние годы выявлены случаи, когда продавцы и исполнители услуг не возвращали по требованию потребителя денежные средства, оформленные в виде указаных сертификатов, и устанавливали ограниченный срок их действия.

Службой приводятся данные о масштабах указанных нарушений: к административной ответственности за отказ предоставлять услуги, оплаченные подарочным сертификатом в связи с окончанием срока его действия, привлекались крупнейшие торговые сети. Роспотребнадзор сообщает, что в таких случаях суды встают на сторону потребителя и признают его право на возврат денежных средств за ранее приобретенный подарочный сертификат (карту), поскольку приобретение подарочной карты подтверждает внесение аванса в счет будущей покупки, а в силу закона аванс не может быть удержан продавцом. О позиции Верховного Суда Российской Федерации по данному вопросу портал ГАРАНТ. РУ писал ранее

Отмечается, что в последнее время право потребителя отказаться от работы или услуги на любой стадии (возместив фактически понесенные расходы) также ставилось под сомнение. Многие компании используют опционный договор, чтобы не возвращать потребителям предоплату за услуги. Напомним, по договору опциона одна сторона вносит оплату опциона, а другая обязуется по первому требованию совершить предусмотренные договором действия. При прекращении опционного договора платеж возврату не подлежит, если договором не предусмотрено иное (ст. 429.3 Гражданского кодекса). Вместе с тем Роспотребнадзор отметил, что опционный договор предназначен в основном для сделок на финансовом рынке и в обычных потребительских сделках эти правила не применяются.

В качестве одного из примеров приведен случай, когда клиентка попыталась сдать свой сертификат на оказание юридических услуг и возвратить свои деньги. Однако юридическая компания сообщила, что возврат платежа в связи с добровольным отказом от опционного договора не производится, поступившие от клиентки деньги компания готова отработать по первому требованию в течение года (т. е. в период действия договора). Проведенной проверкой установлено, что условия опционного договора все же предусматривали полный возврат средств за сертификат, но только в случае, если клиент откажется от услуги в течение пяти дней с момента заключения договора, что противоречит ст. 32 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I “О защите прав потребителей“. Юридической компании был назначен штраф за нарушение прав потребителя, который она пыталась безуспешно обжаловать в трех судебных инстанциях.

Роспотребнадзор также напомнил, что нередко встречается нарушение прав потребителя, когда ему предлагается подписать акт согласия с объемом и качеством выполненных работ (оказанных услуг) до их фактического оказания, например, одновременно с заключением договора. Когда потребитель понимает, что услуги ему были навязаны либо оказались слишком дорогими и не качественными, обычно сложно отказаться от факта принятия таких услуг, работы даже в суде. В связи с чем Роспотребнадзор рекомендует не подписывать акты выполненных работ и оказанных услуг до их фактического принятия и ознакомления с результатами. Во всех случаях нарушения прав потребителя следует обращаться в территориальный орган Роспотребнадзора по месту жительства.

_____________________________

Источник: ГАРАНТ.РУ