16 января 2018

Продавцы лекарств впервые столкнулись с падением спроса

В российском аптечном ретейле впервые за последние несколько лет зафиксировано падение продаж. Как следует из отчета DSM Group, в ноябре 2017 года объем коммерческого рынка лекарственных препаратов составил 56,4 млрд. руб. (включая НДС), что на 6,1% меньше, чем в октябре 2017 года. По итогам года динамика, по прогнозам самих ретейлеров, скорее всего будет положительной, однако результаты ключевого для аптечной розницы осеннего периода говорят о серьезном изменении конъюнктуры на рынке. Даже в кризисный 2015 год продажи в аптечной рознице в ноябре выросли на 25,9% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. По мнению экспертов, рынок входит в полосу стагнации, и у его участников пока нет готовых стратегий для работы в новых условиях.

Неприятная осень

Объемы продаж в конце осени показательны для аптечного ретейла, поскольку на эти месяцы приходится пик сезонной заболеваемости, считает заместитель генерального директора исследовательской компании AlphaRM Татьяна Литвинова. По ее словам, в осенний период драйверами роста рынка служат, как правило, противопростудные препараты.

Однако в 2017 году всплеска продаж не произошло. Отчасти это связано с относительно низким уровнем заболеваемости. По данным Роспотребнадзора, за 10 месяцев 2017 года, заболеваемость ОРВИ выросла на 3% от уровня аналогичного периода 2016 года. За это же время заболеваемость гриппом сократилась почти на 38%.

Впрочем, как пояснил РБК Петербург директор по развитию аналитической компании RNC Pharma Николай Беспалов, главная причина падения продаж лекарств в октябре-ноябре 2017 года — падение уровня доходов покупателей и их стремление экономить на лекарствах.

По словам Беспалова, потребители прежде всего отказываются от всевозможных витаминных комплексов, пробиотиков и т.п. Не случайно объем продаж БАД в деньгах по сравнению с октябрем 2017 года в ноябре сократился на 1,2% — до 3 млрд. руб. В натуральном выражении объем рынка за тот же период уменьшился на 4,8%.Продажи жизненно-необходимых препаратов если и снизились в денежном выражении, то только за счёт переключения спроса на более дешёвые аналоги — в том числе отечественного производства, полагает Беспалов.

Суровое будущее

Впрочем, более тревожным сигналом для аптечного ретейла являются низкие темпы роста год к году. По данным DSM Group, продажи лекарственных препаратов в ноябре 2017 года выросли всего на 3,7%. Динамика в предыдущие годы была значительно выше, отмечают эксперты.

Татьяна Литвинова из AlphaRM прогнозирует, что по итогам 2017 года рост розничного аптечного рынка лекарственных средств составит 7,5-8,5% в рублевом эквиваленте. По оценке Беспалова, в 2018 году продажи аптек в денежном выражении вырастут не более чем на 6-8%. Это позволяет говорить о том, что российский фармрынок вступил в полосу стагнации, считают эксперты.

Эти оценки подтверждают участники аптечного рынка. Как сказал РБК Петербург гендиректор аптечной сети «Алоэ» Глеб Данилов, показатели его компании свидетельствуют об умеренном росте. Однако в 2018 году ситуация на рынке может усложниться.

«Год совершенно однозначно будет не простым. Участники рынка очень хорошо знают, как вести себя в периоды активного роста спроса или как быть в условиях кризиса, а вот стратегии поведения в условиях стагнации большинству знакомы слабо», — прогнозирует Беспалов.

Подробнее на РБК:
https://www.rbc.ru/spb_sz/12/01/2018/5a58c4469a7947556500b35a