31 августа 2023

При применении различных инструментов налоговой оптимизации всегда ищите деловую цель

Как только вы сможете словесно описать ее, можно считать, что вы защитили свою сделку перед фискальными органами. Помню, как однажды на мозговом штурме, который я провела по просьбе одного из предпринимателей, я откидывала все его предположения о деловой значимости того или иного довода в пользу доказательства деловой цели разделения бизнеса на несколько юрлиц, управляемых им же. «Вы как злой налоговый инспектор. Я не знаю, чем вас убедить». Ну, меня вообще не надо ни в чем убеждать. Вы попробуйте в суде отстоять свое конституционное право на создание нескольких юрлиц, которыми управляете сами. Ролевые игры иногда приносят пользу, поверьте.
На первый взгляд такая рекомендация может показаться странной.

“Как это так? Все так просто?”, – скажете вы.
Нет, не просто.

Конечно, мало описать на словах зачем вы заключили агентский договор, по которому должны выплатить гонорар в 35% от суммы сделки за то, что агент привел в вашу компанию крупного клиента. Который и без того был вашим.
Или докажите, что аренда вам принадлежащего авто пятилетней давности за 50 тыс. рублей в месяц выгоднее, чем бегать по банкам в поисках кредита на покупку авто за большие %. В идеале – нарисуйте на бумаге таблицу, где слева напишите выгоды от аренды, а справа – выгоды от кредита. И итого подведите. А потом эту таблицу перенесите на решение участника (если это входит в его компетенцию) или распоряжение руководителя, а если есть ответственные сотрудники, то перенесите эти мысли на служебную записку, затем на расчет экономиста или главбуха, а потом в распоряжение по компании.

Пробуйте рассказать о деловой цели сделки, глядя в глаза своему бухгалтеру. Или другу, который согласится не предвзято “доломаться до столба”. А в идеале – всё же опишите. И непредвзято посмотрите на плоды своего романа.
Мои клиенты порой глубоко вздыхают от того, как мы вроде как играючи включаемся в диалог на тему “докажи обоснованность мне и тогда можешь готовить документы”.
Конечно, у нас есть опыт.
Конечно, мой главный бухгалтер доломается до любой запятой, особенно когда стоит именно такая задача.
Однако лучше вынести мозг себе и своему главбуху, чем сидеть на комиссии по обелению, озеленению, углублению, расширению и увеличению, и закатывать глаза в попытке придумать на ходу историю о том, зачем вам нужен был агент за такие большие деньги.

Наталья Горячая