О том, как облегчить нагрузку на бизнес, глава государства поговорил с руководителем Торгово-промышленной палаты Сергеем Катыриным. Президент поддержал идею о создании единого реестра неналоговых сборов, масштаб которых приближается к одному проценту ВВП.
В ТПП представлено наибольшее количество отечественных компаний, причем и среднего, и малого бизнеса, заметил Владимир Путин. “Как вы, общаясь с коллегами по своему такому широкому цеху, чувствуете настроение? О каких проблемах больше всего говорите?” – поинтересовался он, назвав одну из тем – налоговая нагрузка.
Недавно ТПП провела традиционный налоговый форум с участием бизнесменов, представителей министерств, ведомств, налоговой службы, депутатов. “В этом году большая часть дискуссии была посвящена неналоговым сборам, так называемым некодифицированным, то есть те налоговые нагрузки, которые не попали в сферу регулирования Налоговым кодексом”, – уточнил Катырин.
Cпециальное исследование в 15 регионах выявило более 50 таких сборов. “Это очень серьезная нагрузка на бизнес”, – оценил глава ТПП. “Очень серьезная и с точки зрения количества этих налогов, хотя наши эксперты говорят, что это далеко не исчерпывающий перечень, – продолжил он. – Если посчитать внимательно, в том числе и местный, региональный уровень, то их окажется еще больше”.
“Эта работа была связана в том числе и с просьбами бизнеса, который к нам обращался, причем это касается бизнеса всех масштабов”, – рассказал Катырин. На сегодняшний день масштаб этих сборов приближается к одному проценту ВВП. “Они по сути своей близки к тому, что их можно называть налогами – они публичны, обязательны и безвозвратны”, – пояснил он.
“По сути дела, это вторая налоговая система, которая складывается”, – беспокоился глава ТПП и представил ряд предложений. Во-первых, нужно принять закон, который бы регулировал порядок принятия, базу, порядок исчисления, способ исчисления, администратора и так далее, все вопросы, связанные с такого рода платежами. Во-вторых, ввести реестр таких налоговых платежей, чтобы те, которые туда не попали, предприниматели не платили бы.
“Например?” – уточнил президент. “У нас очень много платежей, кстати говоря, сходных, – объяснил собеседник. – Например, в порту собирают корабельный сбор, маяковый сбор, навигационный сбор; по экологии собирают экологический сбор, сбор за утилизацию и так далее”.
“То есть нагрузка увеличивается, а контроля за тем, как это происходит, фактически нет”, – резюмировал глава государства.
“Совершенно верно”, – кивнул Катырин. “Ведь у нас практически на каждый сбор разные администрации”, – добавил он. Это сложно и для предпринимателей, и для государства – содержать все это, считает он.
Ведение реестра предлагается поручить Минфину. “Это позволит государству, во первых, вообще разобраться во всей этой системе платежей. Многие из них необходимы, естественно, без них просто не обойтись, это все признают, но просто и масштаб, и количество – тут, естественно, многое нужно объединить”, – убежден глава ТПП. “Во вторых, будет возможность у государства их контролировать, а бизнесу участвовать в порядке определения, что вносить в такой реестр и какие то в этом плане вести дискуссии”, – добавил он.
“В третьих, мы считаем, что здесь у государства есть возможность контролировать, каким образом расходуются такого рода платежи. Если они попали в реестр, если законодательно регулируются, то можно посмотреть, насколько правильно это и по объему, и по нацеленности, куда эти платежи идут”, – сказал Катырин. “И конечно, здесь есть возможность объединить, на наш взгляд, некоторые платежи, сделать одного администратора. Это сократит и количество этих платежей – однородные объединить, – и сократит количество администраторов, которые этой темой занимаются”, – объяснил он.
Глава ТПП попросил поручить Минфину совместно с Агентством стратегических инициатив подготовить такую “дорожную карту” к середине лета. “Конечно, нововведения не должны иметь обратной силы, но и должен быть предварительный порядок заявления о том, что такой то сбор вводится, чтобы он не единомоментно с завтрашнего дня вводился, условно говоря, а дали бы возможность подготовиться – с 1 января, допустим, следующего года”, – добавил он.
“Конечно, согласен, – одобрил Путин. – Обязательно сейчас посмотрим подробнее, ведь бизнесу, в конце концов, все равно – это фискальная нагрузка в виде налога либо в виде неналогового платежа, какая разница”. “А если мы говорим о том, что не будем увеличивать налоговую нагрузку, а увеличиваем фактически фискальную, но которая называется по другому, то цель не достигается. Поэтому мы, безусловно, должны взять эту сторону деятельности, со стороны государства, и эта деятельность должна быть прозрачной, понятной и необременительной”, – заключил он.
Источник:www.rg.ru