После того, как сняли некоторые ограничения в связи с распространением коронавирусной инфекции, компании бизнесменов «вернулись обратно в строй», однако в видоизмененных условиях необходимо заново строить бизнес-модели и трансформировать многие процессы, а главное – экономить.
По данным проведенного опроса, около 76 % компаний стремятся тратить значительно меньше. Для других предприятий ничего не изменилось. В Москве (81 %) и Ростове-на-Дону (95 %) собрались самые экономные респонденты. В большинстве случаев бизнесмены стараются экономить на своей заработной плате и соответственно сотрудников, используемых материалах и специальном оборудовании, аренде офиса и в плане транспорта. Приходится искать альтернативу, например, в виде поиска более дешевых материалов для производства.
Некоторые предприниматели смогли договориться о том, чтобы платить за аренду офиса чуть меньше в условиях пандемии либо приняли решение выбрать помещение поменьше. Кто-то решил проблему так, что уменьшил расходы на банковские услуги и обслуживание кредитов. У многих компаний снизился показатель прибыли в связи понижением спроса на продукцию, увеличением цен на товары и услуги и временной стагнации в весенний период текущего года.
Некоторым же удалось расширить производство, сменить направление бизнеса или перейти в новую сферу, принять активные меры возобновления работы после карантина. Соответственно у 12 % уровень дохода заметно увеличился. У 40 % опрошенных предпринимателей расходы за летний период не поменялись. Стоит отметить, что при увеличении расходов основными причинами стали расширение производства, траты на материалы и оборудование, а также на логистику.