15 января 2024

Правовая позиция сторон остается без изменений. Правительство Курской области ожидаемо выступает “ЗА” уменьшение размеров НТО

11.01.2024г. в Курском областном суде состоялось очередное судебное заседание по административным искам Прокуратуры Курской области и ряда предпринимателей к Курскому городскому собранию об оспаривании некоторых положений правил благоустройства г. Курска, в части уменьшения площадей НТО в соответствие с дизайн-кодом.

Правовая позиция сторон остается без изменений.

Административные истцы полностью поддерживают свои исковые требования и настаивают на ранее заявленных аргументах:

– Приложение № 3 к Правилам благоустройства г. Курска, утвержденных решением Курского городского собрания от 20.12.2019г. № 102-6-РС, предусматривающее обязанность предпринимателей, приводить свои НТО в соответствие с требованиями дизайн-кода, в том числе, путем уменьшения их габаритных размеров, устанавливает новые обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности. Поэтому, в соответствие с Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Законом Курской области 9-ЗКО от 25.02.2014г. указанный нормативный правовой акт должен был пройти обязательную процедуру оценки регулирующего воздействия (ОРВ). При этом, общественные слушания, которые провела администрация города при принятии обжалуемого НПА, не должны подменять собой ОРВ.

– Приведение НТО в соответствие с требованиями дизайн-кода вынуждает предпринимателей нести дополнительные расходы по уменьшению площади НТО до 40 кв.м., что для большого количества хозяйствующих субъектов является значительным. Тем самым, по мнению административных истцов, нарушаются права предпринимателей.

Представители административных ответчиков продолжают настаивать на своих аргументах:

– Правила благоустройства г Курска не регламентируют предпринимательскую деятельность, поэтому при их принятии не было необходимости в проведении ОРВ, достаточно общественных слушаний.

– В настоящее время, права бизнеса ничем не нарушаются. До конца года введен переходный период для приведения НТО в соответствие с требованиями дизайн-кода, то есть, до 31.12.2024г. никаких демонтажей НТО и привлечений предпринимателей к административной ответственности не будет.

Иные утверждения представителей городской администрации граничат с откровенным абсурдом.

Так ими было поставлено под сомнение право органов прокуратуры на подачу иска по отмене НПА в защиту прав неопределенного круга лиц, хотя даже студенту первого курса юридического факультета известно, что такое право предусмотрено как Кодексом административного судопроизводства РФ, так и Федеральным законом «О прокуратуре».

В процессе судебного заседания представители Администрации г. Курска задают истцам вопрос: вы что конкретно оспариваете? Габаритные размеры НТО? Получив утвердительные ответы, они завили, что в решении Курского городского собрания ничего про габаритные размеры НТО не сказано.

В прения вмешалась судья, которая резонно указала на то, что решением городского собрания утверждены правила благоустройства, которые, в свою очередь, утверждают дизайн-код города, а в соответствие с ним и были приняты оспариваемое Приложение № 3 к правилам благоустройства, ограничивающие габаритные размеры НТО.

Представитель Курского городского собрания также поддержала все заявленные доводы Администрации г. Курска и добавила, что после завершения моратория на применение дизайн-кода, предприниматели в случае демонтажа их НТО, как несоответствующего требованиям дизайн-кода, в 2025 году: «смогут перейти в торговые центры либо осуществлять предпринимательскую деятельность иным способом». (Как все у них легко делается!).

Кроме того, напоминаем, что к участию в процессе на стороне административных ответчиков было привлечено Правительство Курской области, чей представитель ожидаемо согласилась с аргументами городского собрания и администрации города. При этом, она сообщила, что одним из стратегических направлений развития нашего региона до 2030 г. является создание комфортной городской среды, для этого и началось внедрение дизайн-кода. Следовательно, с 2025 года договоры с предпринимателями на размещение НТО, не соответствующих требованиям дизайн-кода, перезаключаться не будут. Убытки, понесенные предпринимателями в связи с этим, являются предпринимательскими рисками. (Подобные заявления уже были озвучены представителями муниципальных органов в предыдущих заседаниях. Какие-либо комментарии излишни!).

Вопрос о том, являются ли методические рекомендации, на основании которых составлялся дизайн-код, обязательными к применению или носят рекомендательных характер, пока судом не исследован и остается открытым.

Кроме того, представители городской администрации, якобы, в качестве доказательства по делу, представили два архитектурно-художественных паспорта НТО, принадлежащих одному из истцов. Их площадь составляет всего 12,9 кв.м. По мнению ответчиков, это доказывает, что торговую деятельность можно вести и в таких маленьких площадях.

По причине необходимости ознакомления с представленными доказательствами, а так же из-за того, что рабочее время суда подходило к завершению, в судебном заседании объявлен перерыв до 17.01.2024г.

Напоминаем, что 08.12.2022г. Курским городским собранием принят нормативный правовой акт – Решение № 21-7-РС «О внесении изменений в решение Курского городского собрания от 20.12.2019г. № 102-6-РС «Об утверждении правил благоустройства территории городского округа «Город Курск». Поскольку указанные изменения обязывали предпринимателей уменьшить площади своих НТО в соответствие с дизайн кодом до 40 кв.м., что создавало для них новые обязательные условия для ведения хозяйственной деятельности, данный нормативный правовой акт должен был пройти процедуру ОРВ. Муниципальные органы ограничились проведением общественных слушаний. По данному факту Союз обратился в прокуратуру с просьбой в судебном порядке признать вышеуказанный нормативный правовой акт подлежащим отмене.

Союз предпринимателей внимательно следит за ходом судебного процесса.