27 апреля 2023

Правительство внесло в Госдуму проект изменений в закон об отходах производства и потребления

Наталья Горячая

 Правительство внесло в Госдуму проект изменений в закон об отходах производства и потребления. И без реестра здесь тоже не обошлось

Есть в России такое понятие как расширенная ответственность производителей и импортеров товаров (РОП). Однако за первые 7 лет своего существования эта РОП не привела к существенному экономическому стимулированию развития отрасли обращения с отходами, повышению объемов их утилизации и снижения объемов их захоронения.

Поэтому, чтобы сформировать эффективную государственную модель регулирования, направленную на возвращение вторичных материальных ресурсов в хозяйственный оборот, чиновники и придумали этот законопроект. 

РОП, по мнению государственных мужей, должна являться основой формирования экономики замкнутого цикла, поэтому является крайне важным не только сформировать систему администрирования, но и сформировать систему, направленную на обеспечение максимального объема утилизации отходов, глубины их утилизации, что в итоге приведет к снижению полигонного захоронения таких отходов.

В связи с этим соответствующие изменения вносятся в основные принципы государственной политики в области обращения с отходами и основные принципы их экономического регулирования и предлагается следующее:

1.               Устанавливаются новые подходы к определению лиц, ответственных за утилизацию отходов от использования товаров:

а) юридические лица и ИП, осуществляющие производство товаров, в том числе товаров, являющихся упаковкой, на территории РФ;

б) юридические лица и ИП, осуществляющие ввоз товаров, в том числе товаров в упаковке. При этом импортеры товаров несут ответственность и за упаковку, в которой был ввезен товар.

Субъектами РОП не будут являться компании, которых практически невозможно выявить – небольшие производители товаров в упаковке, ритейл, предприятия общественного питания.

2. Изменяется момент возникновения обязанности по выполнению нормативов утилизации производителями и импортерами.

3. Исключается возможность подачи отчета об утилизации отходов через ассоциации, при этом производители и импортеры в рамках законодательства могут создавать ассоциации или вступать в них.

4. Ассоциации могут предоставлять услуги производителям и импортерам в подготовке/анализе соответствующих отчетов, осуществлять иные действия в рамках законодательства, направленные на содействие производителям и импортерам.

5. Устанавливаются новые подходы к определению ставок экологического сбора для производителей и  импортеров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров.

6. Предусматривается обязанность с 1 января 2025 года обеспечить утилизацию отходов в отношении 55 % массы произведенной, ввезенной упаковки, с 1 января 2026 года в отношении 75 % и с 1 января 2027 года в отношении 100 % массы упаковки, при этом в отношении упаковки исключается использование термина “норматив утилизации”.

7. Обязанность обеспечить утилизацию считается выполненной только в случае утилизации отходов путем их использования для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, извлечения полезных компонентов для их повторного применения.

8. Минпромторг и Минпророды определят перечень видов отходов, за счет утилизации которых может быть исполнена обязанность по обеспечению утилизации, и перечень видов продукции, которые могут быть произведены в результате утилизации отходов.

9.  Уточняется механизм определения факта самостоятельного выполнения обязанности по утилизации отходов.

10. Определяются случаи, при которых самостоятельная утилизация отходов не может признаваться выполненной.

11. Уточняются отдельные положения по порядку представления отчетности, срокам ее представления.

12. Предусмотрено ведение реестра юридических лиц или ИП, осуществляющих утилизацию отходов. Можно не включаться в реестр, но тогда осуществлять дальнейшую утилизацию отходов можно, но нельзя работать в системе РОП.

13. В целях снижения административной нагрузки на бизнес и сокращения количества проверок предлагается сведения об оборудовании, специализированных установках, используемых для обработки, утилизации, обезвреживанию отходов I – IV классов опасности, их производственной мощности оценивать и вносить в реестр лицензий при получении соответствующей лицензии.

Чтобы гарантированно обеспечить обязанность по утилизации отходов, законопроект устанавливает требование, в соответствии с которым при ввозе товаров из государств, не являющихся членами ЕАЭС, импортер товара обязан уплатить экологический сбор, а в случае выбора самостоятельного способа выполнения обязательств РОП представить банковскую гарантию. Это требование вступает в силу с 1 января 2026 года.

С заботой о бизнесе Правительство проведет эксперимент, предусматривающий применение данных положений в отношении отдельных групп товаров с 1 января 2026 года.

Источник: законопроект за № 345338-8 https://sozd.duma.gov.ru/bill/345338-8#bh_histras