Правительство просит регионы разрешить торговлю запчастями, а также не ограничивать работу станций ремонта и техобслуживания. Там признали возможность возникновения перебоев в работе транспортных компаний и экстренных служб из-за отсутствия сервиса. Хотя формально дефицит запчастей за неделю действия ограничений не успел возникнуть, проблемы с сервисом грузовиков были в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и южных регионах, рассказали “Ъ” на рынке. Сейчас большинство субъектов уже последовали рекомендациям. На оказании таких услуг не скажется и массовое закрытие автопроизводств из-за коронавируса: запаса запчастей для вторичного рынка хватит как минимум на месяц.
Минпромторг «настоятельно рекомендует» регионам включить в перечень непродовольственных товаров первой необходимости автозапчасти, в том числе смазочные материалы, шины, покрышки, камеры. Об этом говорится в письме (есть у “Ъ”) чиновников главам субъектов РФ от 2 апреля.
Компании, которые обеспечивают населения товарами первой необходимости, могут работать во время введенных из-за коронавируса ограничений — нерабочих дней, установленных президентом до 30 апреля.
О внесении запчастей в перечень ранее просили в Ассоциации европейского бизнеса и РОАД (см. “Ъ” от 3 апреля). В транспортных компаниях за неделю действия ограничений не успели столкнуться с дефицитом запчастей. Впрочем, там указывали, что, как правило, у парков коммерческой техники нет большого запаса деталей, говорили “Ъ” в отрасли. Речь идет о десятках тысяч автомобилей, для бесперебойной работы которых важно своевременно проходить техобслуживание, менять расходники, резину, особенно в период межсезонья. О спросе на шиномонтаж рассказывали и дилеры легковых и легких коммерческих автомобилей.
К этим службам относятся правоохранительных органов, подразделений МЧС, скорой помощи, жизнедеятельность объектов экономики, товаропроводящих цепочек продуктов питания и товаров первой необходимости, включая поставщиков, дистрибуторов, транспортно-логистические организации, службы доставки и курьерские службы, а также пассажирских перевозчиков и организаций ЖКХ. На этом фоне регионам рекомендуется обеспечить и функционирование станций техобслуживания и ремонта.
В письме Минпромторга указывается, что рекомендации уже успешно реализованы в Ульяновской и Самарской областях. Так, согласно указу ульяновского губернатора от 30 марта, работу в период ограничений на фоне коронавируса могли продолжать организации, осуществляющие неотложные ремонтные и погрузочно-разгрузочные работы, а в перечень товаров первой необходимости были включены запчасти. В Самаре автозапчасти включены в список на день раньше — постановлением губернатора от 29 марта.
В другом письме министерства главам субъектов (от 3 апреля, также есть у “Ъ”) дополнительно говорится о необходимости наладить работу инфраструктуры, обеспечивающей своевременный ремонт и техобслуживание автотранспорта, прежде всего, грузового, а также не ограничивать грузоперевозки непродовольственных товаров. Проблемы с работой станций грузовиков в основном возникали в Санкт-Петербурге, Калининграде, Екатеринбурге и южных регионах, но после рекомендаций большинство сервисных станций было открыто, рассказал источник “Ъ”, знакомый с ситуацией.
Если регионы последуют рекомендациям, проблемы со стороны концернов также не возникнет. Хотя те и столкнулись со сложностями с поставкой компонентов из-за массового закрытия производств из-за вируса, в частности, в Европе, запчасти для вторичного рынка есть. Источники “Ъ” в иностранных концернах говорят, что в среднем запаса для обеспечения срочных ремонтов, которые позволят осуществлять перевозку товаров первой необходимости в непрерывном режиме, хватит на месяц. У ряда компаний до сих пор идут поставки со складов. Дилеры легковых автомобилей говорят, что в течение нескольких месяцев проблем с запасом запчастей возникнуть не должно.
Источник: https://www.kommersant.ru/doc/4314372