18 июня 2024

Подробно о главном! Как выиграли суд и где был Уполномоченный, призванный защищать бизнес

Судебный процесс по административным искам Прокуратуры Курской области и ряда предпринимателей к Администрации г. Курска об отмене положений дизайн-кода наконец-то завершился. Исковые требования истцов были удовлетворены. Суд принял строну предпринимателей.

Процесс длился достаточно долгое время, почти год: первое заседание состоялось 19.07.2023г., а резолютивная часть решения была оглашена судом только 13.06.2024г.

Однако, сама работа по отмене дизайн-кода началась значительно раньше первого судебного заседания.

Еще в декабре 2022г. Союз предпринимателей обратился в Прокуратуру Курской области с просьбой в судебном порядке признать подлежащей отмене Решение № 21-7-РС «О внесении изменений в решение Курского городского собрания от 20.12.2019г. № 102-6-РС «Об утверждении правил благоустройства территории городского округа «Город Курск» от 08.12.2022г.

Напоминаем, что данный нормативный правовой акт обязывал предпринимателей уменьшить площади своих НТО в соответствие с дизайн кодом до 40 кв.м. Поскольку это создавало для них новые обязательные условия для ведения хозяйственной деятельности, в том числе нести дополнительные расходы, данный нормативный правовой акт должен был пройти процедуру ОРВ, но муниципальные органы ограничились проведением общественных слушаний. Данные обстоятельства были доведены Союзом предпринимателей до сведения органов прокуратуры и они, соответственно, легли в основу их правовой позиции по данному иску.

Несколько позже, в августе 2023г. к участию в процессе в качестве административного истца по тем же основаниям присоединились представители ряда предпринимателей.

Естественно, Администрация города из всех сил сопротивлялась законным и обоснованным доводам Истцов.

Административные истцы настаивали на следующих аргументах:

– Приложение № 3 к Правилам благоустройства г. Курска, утвержденных решением Курского городского собрания от 20.12.2019г. № 102-6-РС, предусматривающее обязанность предпринимателей, приводить свои НТО в соответствие с требованиями дизайн-кода, в том числе, путем уменьшения их габаритных размеров, устанавливает новые обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности. Поэтому, в соответствие с Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Законом Курской области 9-ЗКО от 25.02.2014г. указанный нормативный правовой акт должен был пройти обязательную процедуру оценки регулирующего воздействия (ОРВ). При этом, общественные слушания, которые провела администрация города при принятии обжалуемого НПА, не должны подменять собой ОРВ.

– Приведение НТО в соответствие с требованиями дизайн-кода вынуждает предпринимателей нести дополнительные расходы по уменьшению площади НТО до 40 кв.м., что для большого количества хозяйствующих субъектов является значительным. Тем самым, по мнению административных истцов, нарушаются права предпринимателей. (В ранее опубликованных новостях мы рассказывали, что представители предпринимателей предоставили суду для приобщения к материалам дела отчет независимого оценщика, согласно которому стоимость приведения одного НТО в соответствие с требованиями дизайн-кода составляет не менее 1,5 млн. рублей)

В свою очередь, представители административных ответчиков заявляют:

– Правила благоустройства города Курска не регламентируют предпринимательскую деятельность, поэтому при их принятии не было необходимости в проведении ОРВ, достаточно общественных слушаний.

– Права бизнеса ничем не нарушаются. До конца 2024г года введен переходный период для приведения НТО в соответствие с требованиями дизайн-кода, то есть, до 31.12.2024г. никаких демонтажей НТО и привлечений предпринимателей к административной ответственности за нарушение требований дизайн-кода не будет.

При этом, суд прежде всего интересовали вопросы:

– каким федеральным и/или региональным нормативным актом установлены максимальные площади НТО,

– каким образом производились расчеты площади НТО в 40 кв.м. и возможно ли ведение полноценной предпринимательской деятельности в данных площадях

– учитывались ли интересы предпринимателей при создании дизайн-кода

– что будет с предпринимателями после окончания переходного периода с 01.01.2025г.

Для ответа на указанные вопросы к участию в процессе в качестве третьих лиц на стороне ответчиков были привлечены Правительство Курской области, как заказчик разработки дизайн-кода и подведомственная организация – разработчик  АНО «Центр Компетенций развития городской среды Курской области».

Представители ответчиков долгое время не могли дать внятного ответа на вопросы суда. Они постоянно заявляли ходатайства об объявлении перерывов для подготовки пояснений и предоставления документов. Было ясно, что чувствуя слабость своих позиций они намеренно пытались затянуть процесс.

Вместе с тем, в течение судебного разбирательства выяснилось, что максимальные и минимальные площади НТО на законодательном уровне ничем не установлены.

Габариты НТО определялись Центром компетенции на основании собственных методических рекомендаций и архитектурно-художественных паспортов, которые статусом нормативного правового акта не обладают.

Площадь НТО в размере 40 кв.м. рассчитывалась по следующему алгоритму: взяли общее количество павильонов в городе и разделили на их общую площадь. Вот и получилось – всем поровну.

По поводу учета интересов предпринимателей при внедрении дизайн-кода и анализа возможности их работы на вышеуказанных площадях административные ответчики хором стали утверждать, что все это обговаривалось с гражданами и предпринимателями на общественных слушаний (список участников общественных слушаний, не смотря на неоднократные требования суда, так и не был предоставлен). Дизайн-код внедрялся для людей и ради людей с целью создания комфортной городской среды. НТО с площадью свыше 40 кв.м., по мнению ответчиков, не эстетичны. С 01.01.2025 г. они подлежат демонтажу, а куда пойдут предприниматели и работающие у них куряне не важно: это предпринимательские риски. Главное – красивый город!

При этом оказалось, как следует из представленных документов суду, что дизайн-код был одобрен областными и городскими чиновниками еще в апреле 2021г. В том числе, его внедрение поддержал уполномоченный по защите прав предпринимателей Курской области Водопьянов Д.С. При этом, ни с одной из общественных организаций предпринимателей данный вопрос не обсуждался, как этого требует процедура ОРВ.

Все эти обстоятельства были исследованы судом перед переходом в судебные прения.

В своем заключительном выступлении помимо ранее заявленной позиции представитель прокуратуры подчеркнул, что еще пандемия COVID-19 нанесла значительный удар по малому и среднему бизнесу не только в Курской области, но и в стране в целом. Санкции со стороны недружественных стран еще более осложнили ситуацию. Для развития экономики, как этого требуют Президент и Правительство РФ, необходимо стимулировать деловую активность, а не препятствовать ей всякого рода ограничениями.

Ответчики в своих выступлениях в очередной раз говорили про красивый город и комфортную городскую среду. Иных доводов у них не нашлось. Правда у них остался еще шанс обжаловать это решение в апелляционной инстанции. Будут ли они это делать или нет посмотрим.

Поздравляем всех предпринимателей города, имеющих НТО!

Искренне благодарим Областную прокуратуру за их профессионализм!