Не все контрольно-надзорные органы в 2016 году ответственно подошли к исполнению мероприятий «дорожной карты» по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности. Работа госорганов по таким критическим направлениям, как ревизия обязательных требований, анализ правоприменительной практики и подготовка программ по профилактике нарушений, обсуждалась на заседании Правительственной подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций госорганов под председательством Михаила Абызова. Министерства и ведомства, не выполнившие пункты «дорожной карты» в срок, должны будут объяснить причины. Сроки по ряду мероприятий документа на 2017 год будут скорректированы в соответствии с паспортом приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности», который президиум Совета при Президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам утвердил в конце декабря.
Главное, что удалось сделать в 2016 году в рамках реализации «дорожной карты», — сформировать необходимую нормативно-правовую базу для работы по приоритетной программе по реформированию контроля и надзора, отметил замглавы Минэкономразвития Савва Шипов. В частности, приняты документы, регламентирующие переход на риск-ориентированный подход, оценку эффективности контрольно-надзорной деятельности, профилактику нарушений. Создана методическая база для оптимизации обязательных требований.
Сейчас по ряду мероприятий сроки, которые установлены на 2017 год, отличаются от указанных в приоритетной программе, отметил представитель Минэкономразвития. Сроки, определённые в паспорте программы, необходимо взять за основу и с их учётом скорректировать соответствующие пункты «дорожной карты», сказал Михаил Абызов.
Приоритетный проект и “дорожная карта” будут реализовываться параллельно, потому что охватывают иногда различный круг вопросов и различный круг контрольно-надзорных органов. В приоритетном проекте сделан фокус на 12 ФОИВ, которые вошли в первую очередь. Для остальных это задачи, которые должны реализовываться в рамках их собственных ведомственных планов, порядок мониторинга исполнения которых должен соответствовать задачам “дорожной карты”. Регламент этого мониторинга необходимо утвердить в ближайшее время на проектном комитете», — уточнил министр.
Наибольшие проблемы Минэкономразвития отмечает при выполнении мероприятий «дорожной карты», связанных с разработкой программ профилактических мероприятий. Отчитались об их разработке только 11 госорганов: Росфинмониторинг, Минкультуры, Роструд, Минфин, МЧС, Росгидромет, Роскомнадзор, Росреестр, Россельхознадзор, Ростехнадзор и Росаккредитация. Ведомствам необходимо максимально использовать методические рекомендации, подготовленные на площадке подкомиссии, указал Михаил Абызов.
Что касается обобщения надзорными органами правоприменительной практики по итогам проверок и её анализа для представления бизнес-сообществу, то здесь исполнение находится на более высоком уровне. Необходимые материалы представили 28 ФОИВ, не исполнили поручение Казначейство и ФТС. Балансовые мероприятия с участием подконтрольных субъектов по итогам проведённых проверочных мероприятий будут проводиться ежеквартально уже с 2017 года. Цель — раскрыть предпринимателям информацию о прошедших проверках и наиболее частых выявленных нарушениях, чтобы избежать их повторения в будущем. Регламент проведения таких мероприятий должен быть утверждён до 15 февраля, подчеркнул Михаил Абызов. По итогам первого квартала текущего года министр намерен принять участие в балансовых мероприятиях территориальных органов надзорных ФОИВ и ознакомиться с лучшими практиками.
Одним из ключевых и наиболее трудоёмких направлений «дорожной карты» является ревизия требований, которые надзорные органы предъявляют к предпринимателям. Ведомства в 2016 году должны были разработать планы-графики по актуализации таких требований. 15 ФОИВ исполнили это поручение надлежащим образом. Минтранс, Росфинмониторинг и ФМБА сообщили, что в нормативно-правовых актах, содержащих обязательные требования, нет устаревших, избыточных и дублирующих требований. Своё мнение на этот счёт должен высказать общественно-деловой совет, который создан при проектном комитете реформы, считает Михаил Абызов. Предприниматели должны подтвердить, что пересматривать требования в этих сферах действительно не нужно.
Контрольно-надзорным ФОИВ также необходимо было составить перечни нормативно-правовых актов, содержащих обязательные требования. Абсолютное большинство ФОИВ исполнили этот пункт «дорожной карты». Однако есть отдельные органы власти, которые этого не сделали, — ФТС и Росрыболовство. Этим ведомствам необходимо представить объяснения, подчеркнул Михаил Абызов. У ФТС, по его словам, одна из самых запутанных ситуаций: многие приказы ведомства не зарегистрированы в Минюсте, но ФТС требует их исполнения. Поднадзорные субъекты могут заинтересоваться, на каких основаниях их проверяют, отметил министр.
При этом далеко не все контрольно-надзорные органы разместили перечни этих нормативно-правовых актов на своих сайтах. О выполнении этого пункта «дорожной карты» отчитались только 14 ФОИВ. Оценивать, действительно ли все требования попали на официальные сайты контрольно-надзорных органов, должны сами предприниматели, считают в Минэкономразвития. Бизнес должен, в первую очередь, обратить внимание на то, включены ли в эти перечни требования, которые проверяются чаще всего, подчеркнул Михаил Абызов. Сейчас представители бизнес-объединений жалуются, что списки проверяемых требований зачастую сложно найти на сайтах контрольно-надзорных органов, кроме того, информация часто меняется.
Одним из «лидеров» по количеству избыточных и устаревших требований является Минтруд. Совместно с крупнейшими бизнес-объединениями министерство уже провело инвентаризацию 203 актов, содержащих обязательные требования. В ближайшее время в Правительство будет внесён проект постановления о признании устаревшими ряда нормативных актов СССР. За 2017 год планируется пересмотреть ещё 100–150 актов, но на этом работа не ограничится. На первом этапе министерство решило провести ревизию нормативных актов советского времени.
Нужно определить приоритеты, которые принесут наибольшие экономические результаты для бизнеса. Сейчас необходимо экспертную мощь и энергию бизнес-сообщества в первую очередь направлять не на те требования, которые ближе всего к нам лежат, а на те, которые формируют наибольшие затраты бизнеса», — подчеркнул Михаил Абызов.
В целом наиболее ответственно к выполнению мероприятий «дорожной карты», по данным Минэкономразвития, подошли МЧС, Ростехнадзор, Роспотребнадзор, Россельхознадзор, Ространснадзор, ФСТЭК, Росздравнадзор, Минфин и Росреестр.
В ближайшие месяцы будет завершена работа над основополагающим законопроектом о госконтроле, который станет законодательной основой для новой модели контрольно-надзорной деятельности. По словам Саввы Шипова, в 4 квартале прошлого года Минэкономразвития получило ещё более 230 замечаний по тексту документа, из них неурегулированными остались менее 30 вопросов. Михаил Абызов указал, что согласованная версия законопроекта с учётом дополнительного обсуждения наиболее острых вопросов должна быть внесена в Правительство РФ до 1 марта.
Источник: http://open.gov.ru/