9 ноября 2020

Поддержка промышленности и бизнеса в России в период пандемии COVID-19

В период активной фазы пандемии новой коронавирусной инфекции правительства подавляющего большинства стран мира имплементировали схожий паттерн поведения и противоэпидемиологической политики. Базовым инструментом противодействия массовому распространению COVID-19 стало обеспечение мер самоизоляции и социального дистанцирования населения.

Коронавирусная пандемия сгенерировала кризисные явления в экономиках многих ведущих стран. Это привело к резкому снижению уровня мировой торговли – на 11,9%. С учетом того что экономики ведущих стран представляют собой в основном сферу услуг на более чем 60%, кризисные явления привели к резкому увеличению безработицы. Рынок труда ведущих экономик мира приблизился к уровням 30-х гг. прошлого столетия. В США безработица перевалила за 20%, превысив значение в 38 млн человек, тем самым переплюнув показатели времен Великой депрессии. Увеличение числа безработных привело к резкому падению доходов населения и, следовательно, покупательского спроса, что существенно затрудняет процесс восстановления реальной экономики.

В России, по данным Всемирного банка, уровень падения экономики составил порядка 6,6%, по данным Минэкономразвития, – 4–6%.

Из-за структурных особенностей процесс восстановления национальных экономик будет проходить с разной скоростью. В частности, в странах с высоким уровнем развития сферы услуг. В силу структурных особенностей экономики России процент прироста безработных здесь существенно меньше, чем в развитых странах в аналогичный период 2020 года.

Предпосылкой для консервации кризисного состояния экономики является структура распределения занятых в экономике (в сфере услуг и реальных секторах). Страны с высокой долей сферы услуг в валовой добавленной стоимости (ВДС) национальной экономики (США, Великобритания, Швейцария, Япония, Сингапур, Канада) испытают более высокие риски на рынке труда, следовательно, более существенное ухудшение потребительской активности по сравнению со странами с высокой долей развития реального сектора экономики (Китай, Индия, Южная Корея, Индонезия). В итоге это приведет к депрессивным явлениям в сфере услуг и, как следствие, к увеличению периода выхода из кризиса.

По прогнозам Минэкономразвития, экономика России достигнет уровня 2019 года к началу 2022-го, а в 2023 году темпы ее развития будут на уровне 3%, что приблизительно равно среднему уровню развития мировой экономики.

Кризисные явления в экономике России приводят к ослаблению рубля, что способствует повышению цен на импортные товары. Они становятся недоступными для предприятий и населения в силу резкого падения их доходов, несмотря на все усилия государства стабилизировать экономику с помощью различного рода субсидий и других мер поддержки. Кроме того, не определены факторы, влияющие на развитие пандемии. Это усугубляется приходом второй волны эпидемии. Все это приводит к возникновению неопределенности в отношении возможностей национальных экономик сохранить потенциал к устойчивому развитию.

Необходимо отметить, что в России накоплен определенный потенциал и создан инструментарий для управления развитием пандемии. С целью сглаживания негативного влияния противоэпидемиологических мер и возвращения экономики на обычную траекторию развития правительствами большинства стран мира, в том числе и России, в срочном порядке разрабатываются пакеты мер по поддержке граждан и стимулированию процессов восстановления экономик.

Реализуемые правительством России меры восстановления национальной экономики располагаются в двух плоскостях – социальные меры и меры поддержки бизнеса. В качестве мер поддержки малого и среднего бизнеса в период действия ограничительных мер правительством России предлагается: введение мораториев на банкротство и проведение проверок; налоговые каникулы и отсрочка арендных платежей (на объекты в государственной собственности), возможность привлечения кредитов на выплату заработной платы.

Большинство общесистемных мер стабилизации состояния российской экономики в период острой фазы пандемии COVID-19 имели институциональный характер. Основной вектор направлен на снижение административного давления и перевод контрольно-надзорных и регулятивных процедур в цифровой или дистанционный формат. Компании, попавшие в список системообразующих организаций, имеют право на господдержку. В качестве меры прямой поддержки системообразующих предприятий базовых отраслей экономики планом предусматривается выделение льготных кредитов (по ключевой ставке Банка России) на пополнение оборотных средств и для выплаты заработной платы. Срок предоставления таких кредитов – до одного года. Список системообразующих предприятий формирует Минэкономразвития России.

Формат рассматриваемых правительством России мер по восстановлению российской экономики и возврату ее развития на докризисную траекторию вписывается в неокейнсианскую концепцию функционирования экономического механизма с усилением роли государственных расходов в качестве драйвера роста.

Ключевая задача увеличения государственных расходов в реализуемой стратегии развития промышленности состоит в запуске мультипликатора частных инвестиций в секторах приоритетного развития. Поскольку одним из важных барьеров роста инвестиционного спроса является неблагоприятная инвестиционная среда, то параллельно с ростом государственных вливаний в инфраструктурные проекты (как основной инструмент действующей стратегии обеспечения опережающего экономического развития) реализуется программа институциональных преобразований.

Источник: https://fingazeta.ru/ekonomika/rossiyskaya_ekonomika/467698