13 декабря 2018

Почему благополучие бюджета стало препятствием для экономического роста

Я не только уполномоченный по защите прав предпринимателей. Я еще и макроэкономист. А стал им как раз потому, что сколько ни решай каждую проблему обратившегося к нам бизнесмена в отдельности, меньше их не станет. Общие условия генерируют одну проблему за одной – а значит, надо их менять.

Вместе со своими коллегами-единомышленниками из Столыпинского клуба, Института экономики роста имени Столыпина я написал “Стратегию Роста” – программу, в которой описывается альтернативный взгляд на возможности России. Сейчас мы (все так же по поручению президента) продолжаем работу над ней в межведомственной рабочей группе. Детализируем свои предложения, показываем, где именно и как экономика может прибавить.

Ведь в чем заключается главный парадокс?

Наше правительство одновременно, устами одних и тех же людей, ставит задачи опережающего роста – и тут же одобряет, называет единственно правильными меры, которые ни к какому росту вести не могут в принципе.

Все слышали, что профицит федерального бюджета благодаря очень жесткому бюджетному правилу (все доходы от нефти, превышающие уровень цены в 40 долларов за баррель, направляются в резервы) превысил 2 триллиона рублей.

При этом с Нового года у нас повышается НДС. 2% – разница небольшая, но она в любом случае будет переложена на потребителя, а  значит, ослабит и без того невысокий уровень потребительского спроса. Неужели так необходимо повышать налоги, когда в бюджете много лишних незапланированных денег? Это же торможение экономики, и ничем иным такая мера быть не может.

Центробанк по-прежнему держит ключевую ставку высокой – 7,5%. Всё удерживают инфляцию, хотя повышением НДС власть сама же ее и разгоняет. В результате кредиты по-прежнему дорогие, инвестировать по-прежнему сложно.

Раздутые тарифы естественных монополий – по-прежнему не поддаются коррекции, несмотря на успехи по их снижению (при нашем, замечу, активном участии) в отдельных регионах страны.

ЦБ недавно объявил, что если мы будем расти выше 1,5% в год (это они измерили по котировкам основных российских биржевых товаров), то появятся риски. То есть сами же поставили себе предел, и, соответственно, живут в его рамках.

Но объективных ограничений для роста нет. Мы в межведомственной рабочей группе, о которой я упоминал, посчитали: развитие лишь десяти наиболее перспективных направлений промышленности («экономика простых вещей» (включая легкую промышленность), индустрия гостеприимства, углубление переработки природных ресурсов, производство медицинского оборудования, машиностроение и так далее) способно придать ВВП дополнительные 5% роста ежегодно.

Проблема заключается в подходах. Первый вице-премьер Антон Силуанов недавно заявил, что это правильно – объединять развитие экономики и управление финансами в одном лице. Но это противоречит логике, вам любой предприниматель скажет. Финансовый директор в компании часто даже не член правления или совета директоров.  Потому что он будет считать деньги, экономить деньги, а не думать о развитии. Это две противоположные функции.

Посмотрите, ведь мы же действуем как развивающаяся страна, которой сверху – из МВФ, из Всемирного банка – дают подсказки. Вы, мол, глупые и неопытные – снизьте инфляцию (самое базовое решение, которое нам подсказывают), поднимите пенсионный возраст. Ну, сделали мы в итоге прекрасный, профицитный бюджет, а дальше-то что?

Вот ведь что интересно. Наши правительственные экономисты говорят – мы такие либеральные, мы такие западные. Но при этом совершенно игнорируют мировой опыт последних лет: все страны выходили из кризиса, смягчая, а не ужесточая денежно-кредитную политику.

Правительство вместо планов развития предлагает нам сценарии: хороший, плохой, нейтральный. А различаются они, как нетрудно догадаться, прогнозами по цене на нефть. Не правда ли, хороший способ уйти от ответственности? Может быть, будет то, а может быть, случится это, а в итоге никто не знает, что именно.

Национальные проекты, которые разрослись уже до 20 триллионов рублей – это хорошо. Они создадут определенный спрос. Но беда в том, что в отсутствие конкурентоспособного отечественного предложения товаров весь этот спрос уйдет в импорт, а значит, снова разгонит инфляцию, которой так боится ЦБ.

Пока не простимулируем отечественную промышленность (не словами, а деньгами), ни в какую мировую пятерку стран по размеру экономики мы не войдем.

Сейчас не 2000-е, и обеспечивать социальную стабильность, народное благосостояние исключительно раздачами из бюджета больше не удастся. Выбор прост – или железобетонная стабильность бюджета, или перспективы российского бизнеса. Читай – перспективы десятков миллионов людей, которые в нем заняты.

 

Источник: https://ludirosta.ru/post/pochemu-blagopoluchie-byudzheta-stalo-prepyatstviem-dlya-ekonomicheskogo-rosta_956?fbclid=IwAR2BaO1tzv-7qhktqK-PbWDJFogqbf7g4ltfT4MfJsDbTiFwUZK3PPHYBwE