Малому бизнесу откроют доступ к факторингу в сфере госзакупок.
Факторинг вошел в число приоритетов Стратегии развития малого и среднего бизнеса до 2030 года. Как отмечают в минэкономразвития, предполагается расширять практику использования факторинговых схем при исполнении контрактов для нужд государственного сектора экономики, применять электронную усиленную квалифицированную подпись в процессе уступки прав денежного требования всеми сторонами сделки, а также разработать стандарты электронного документооборота, подтверждающие денежное требование поставщика к дебитору.
“Включение факторинга в проект стратегии – это позитивный сигнал не только для малых и средних предприятий, но и для участников рынка факторинга, которые сегодня вынуждены преодолевать многочисленные барьеры на пути оказания поддержки своим клиентам, – отметил исполнительный директор Ассоциации факторинговых компаний (АФК) Дмитрий Шевченко. – Критически важной становится реализации мер, связанных с доступом малых и средних компаний к факторингу в сфере госзакупок и внедрением системы обязательной верификации дебиторской задолженности субъектов МСП”.
По данным АФК, в первом полугодии оборот факторинга в сегменте МСБ составил 133 млрд руб., факторинговыми услугами воспользовались 3200 предприятий и ИП. По оценкам участников рынка, только использование факторинга при исполнении контрактов для нужд госсектора экономики позволит увеличить объем финансирования МСБ до 2,5-3 трлн руб.
“Рынок госзакупок всегда был одним из самых перспективных направлений для факторинга. Тем не менее законодательные ограничения до сих пор не позволяют применять этот вид финансирования в сегменте, – отметил генеральный директор ВТБ Факторинг Антон Мусатов. – Открытие рынка госзакупок откроет колоссальные возможности как перед факторинговыми компаниями, так и перед подрядчиками, в том числе малым и средним бизнесом”.
Но, по словам Мусатова, рынок госзакупок имеет свою финансовую специфику: для участия в тендерах компаниям необходимы оборотные средства для обеспечения заявки на участие в торгах и на исполнение контрактов. К тому же работа с госкомпаниями обычно сопряжена с отсрочкой платежа. Недостаток оборотных средств компании вынуждены восполнять кредитными ресурсами, доступ к которым ограничен. “Дополнительным инструментом финансирования здесь может выступать факторинг, который позволит компаниям снизить расходы на заемные ресурсы, – пояснил эксперт. – Плюс использование факторинга будет минимизировать риск, связанный с неконтролируемыми сроками оплаты со стороны заказчиков, так как риск в этом случае будет переходить к фактору”.
Участники рынка отмечают, что нужны нормативные акты, которые бы устранили коллизию между разрешенным в ГК РФ правом уступать торговые денежные требования (Гл. 43) и существующими внутренними правилами участников госзакупок, запрещающими платить по контрактам на счета лиц, отличных от указанных прямо в договоре поставки в качестве исполнителя заказа. “Помимо этого стоит узаконить процесс коммуникации факторов с контрагентами с государственным участием в рамках госзакупок, – отметил зампредседателя правления, коммерческий директор НФК Станислав Пушторский. – Не помешали бы упрощенные процедуры рассмотрения судебных исков к госзаказчикам, в случае если такой заказчик саботирует внедренные изменения, или уклоняется от взаимодействия с факторами в рамках сверки их задолженности, или отказывается платить на счета факторов”. Также эксперт сомневается, что есть необходимость создавать общепринятые для всех принципы оценки кредитного риска, как написано в Стратегии. По его мнению, это прерогатива каждого фактора в отдельности, ведь при формировании таких принципов принимают во внимание инфраструктуру, клиентский фокус компании, стоимость фондирования и т.п.
“Несмотря на то что де-юре структура законодательства у нас разрешительная (все, что не запрещено, можно), подавляющее большинство госкорпораций либо компаний с госучастием ждут понятного сигнала, что работа с факторинговыми компаниями и банками возможна. До тех пор, пока этим убеждением занимается рынок, а само государство сохраняет молчание, значительного прогресса не будет”, – отметил управляющий партнер Лайф Факторинг Виктор Вернов.
Как рассказывают факторы, при работе с МСБ они часто сталкиваются с недостатком сведений о компании. Чем меньше фирма, тем, как правило, менее надежной является ее отчетность, а порой бывают сложности с общей финансовой грамотностью. Возникает вопрос, насколько умело фирма сможет обращаться с полученным финансированием. Крупные компании строят долгосрочные планы, а мелкие могут пренебрегать такими аспектами, как рыночная репутация и добросовестное отношение к партнерам, в том числе и финансовым.
“Предложения о внедрении электронного документооборота (ЭДО), электронной квалифицированной подписи в отношениях с МСП – идея отличная, – считает Станислав Пушторский. – Здесь важна работа, в т.ч. государства, направленная на повышение грамотности МСП, информирование о возможностях ЭДО при регистрации компаний, при сдаче отчетности и в рамках прочих коммуникаций с госорганами. Все это совместно с усилиями самих факторов может способствовать скорейшему переходу идеи из “бумажного” тезиса в реальную практику”.
По мнению эксперта, предлагаемые меры стоит дополнить созданием общего реестра уступленных денежных требований, чтобы избежать мошенничества недобросовестных поставщиков в форме множественной уступки одного и того же денежного требования.