18 августа 2022

Паразиты с глубоким карманом. Анастасия Татулова — с манифестом против неналоговых поборов с бизнеса

О неналоговых платежах и их влиянии на российский бизнес вместе с читателями своего канала размышляет предприниматель Анастасия Татулова.

Что случилось

В конце июля Владимир Путин поддержал предложение своего помощника Максима Орешкина провести ревизию всех обязательных требований и неналоговых платежей для бизнеса. С этой инициативой неоднократно выступали омбудсмены, и я, и многие коллеги, руководители отраслевых союзов. В срок до 1 сентября правительство собирается провести ревизию всех требований, которые планировалось ввести в 2022–2024 годах, оценить издержки бизнеса по их выполнению и принять решение относительно отмены или переноса сроков.

Результат поручения совершенно непредсказуем, поскольку спрашивать ведомства, от какой из кормушек нужно отлучить важных людей, — задача сложная, почти невыполнимая, а бизнес свое мнение много раз высказывал. Но надежда умирает последней.

В чем проблема

Псевдоналоги или неналоговые обязательные платежи остались за рамками моей недавней колонки про налоги с вопросом «доить бизнес или откармливать». Тем не менее с этим грустным феноменом сталкивается практически каждый предприниматель, занимающийся реальным производством или оказанием услуг в России. Все мы должны их платить, чтобы нам позволили работать.  

С чем это можно сравнить? Основоположник медицины Гиппократ говорил: «Ты — то, что ты ешь», подразумевая, что здоровье человека во многом зависит от качества пищи, которую он потребляет. Но, как написано в детской энциклопедии, если в кишечнике поселились паразиты, они все полезное заберут себе, а человека отравят токсичными отходами своей бессмысленной жизнедеятельности. 

Всего в России существует более двухсот псевдоналоговых обязательных платежей, взимаемых с бизнеса. Предприниматели в моем канале насчитали по всем отраслям суммарно 236 (чуть меньше, чем известно кишечных паразитов), из них 46 — это те платежи, которые касаются большинства отраслей. И каждый год к ним добавляются все новые, а стоимость услуг растет.

Сюда входят всевозможные оценки и формальные удостоверения (условий труда, квалификации, освидетельствования по любым вопросам), обязательная разработка проектной и нормативной документации, сертификаты и маркировки, паспорта объектов, регистрация в разных информационных системах (ЕГАИС, РНИС, ОФД, ЭЦП и т.д.), сборы за каждый чих, покупка обязательного оборудования и платежи операторам («Платон», ГЛОНАСС) и прочая, прочая.

Забрать свои честно заработанные деньги — отдельный большой вопрос для предпринимателей в России. Даже если после уплаты налогов и неналоговых платежей у вас все еще что-то осталось, на это претендуют банки, изобретая разнообразные комиссии за то, чтобы предприниматель получил свои же деньги (комиссия есть и с перевода денег компании на собственный счет учредителя, и на то, чтобы забрать дивиденды, с которых уже уплачены налоги, и даже на возврат займа учредителей). В общем, как в поговорке, тьма паразитов с ложкой, которые на одного с сошкой.

Потребители, далекие от того, как ведутся дела в бизнесе, часто возмущаются тем, как «накручивают на товар» предприниматели, как растут цены, но львиная доля издержек — это прямая ответственность государства и созданных им кормушек.

Приведу два показательных примера из разных сфер, которые предприниматели, обсуждая тему неналоговых платежей, прислали в мой канал (см. врез).

Что говорят предприниматели

Суммы, которые бизнес вынужден платить за то, чтобы ему разрешили работать, разные — от небольших до весьма ощутимых.

  • Например, если регистрация контрольно-кассовой техники обходится в 900 рублей, то фискальный регистратор стоит 10 000, а онлайн-касса — уже 25 000 тысяч. 
  • Лицензия на право использования программного обеспечения КриптоАРМ на одно рабочее место — 2900 рублей. 
  • Покупка и установка тахографов, которые надо обновлять каждые три года, — 35 тысяч за штуку. 
  • Специальная оценка условий труда (СОУТ) — от 10 тысяч рублей за каждого сотрудника. 
  • За ПНООЛР — проект нормативов образования отходов и лимитов размещения — каждые 5 лет надо платить от 65 000 рублей. А вот разработка проекта санитарно-защитной зоны обойдется от 100 000 до 500 000. И это только начало — производственники захлебываются в требованиях: программы производственного контроля, «сборы за негативное воздействие на канализационные воды», сверху еще экологический сбор, паспорт антитеррористической безопасности объекта — от 100 000 рублей.
  • Декларация-сертификат на продукцию: в легкой промышленности от 50 000 рублей за одну декларацию/сертификат на 3 года + приезд специалиста на производство за отдельную плату. Производству таких деклараций может понадобиться и десять, и двадцать, и больше — в зависимости от ассортиментной матрицы. 

Деньги, как правило, уходят в частные фирмы, часть из них вновь созданные, часть — ранее были государственными. 

Но и это еще не все: кроме прямых расходов, есть расходы на оплату труда людей, которые занимаются тем, что реализуют все навязанное и администрируют это внутри компаний, есть расходы на оборудование. И все это увеличивает себестоимость многократно, так как влияет на процессы, которые надо перестраивать, исходя не из производственного цикла, а из очередных требований чиновников.

Самое возмутительное, что, изобретая последние восемь лет все новые и новые регулирующие нормы, чиновники научились на этом зарабатывать миллиарды, если не сказать триллионы. Тут как раз появляются присоски и прокладки — зачастую они являются монополиями, соответственно, цена «услуги» диктуется только аппетитом того, кто за этим стоит, кто смог себе эту полянку выбить, чтобы с нее стричь доход.

Первыми бенефициарами были «кассовики». Мусорная реформа убила конкуренцию и взвинтила цену услуги, за которую по нормативам можно собирать мзду, фактически эту услугу не оказывая. Добавили на радость узкого круга лиц весогабаритный контроль с безумными штрафами, порождающими еще большую коррупцию, вместо того, чтобы на собираемые налоги делать дороги, по которым ездит любой серийный грузовик, как это делают, например, в Китае. Маркировка — проект, по амбициозности планов на доходы его создателей перекрывающий все вышеописанное, — уже добралась до пива, где бесплатную государственную программу ЕГАИС хотят заменить в угоду бенефициарам ЦРПТ на систему «Честный знак».

По сути такая рента — это псевдоналоги, которые мало того что являются удавкой на шее российского производителя, так еще и сказываются на цене продуктов и товаров, еще больше разгоняя инфляцию. По оценкам отраслевых сообществ, неналоговые платежи добавляют к налогам еще от 7 до 15%. За последние шесть лет это стало настоящим вторым налогом, по сумме сравнимым с тем, что получает бюджет. Только эти деньги, в отличие от реальных налогов, идут вовсе не на решение государственных задач, а в частный карман.

 

Что предлагаю

Не пора ли государству провести дегельминтизацию в этой сфере и перестать перекладывать финансирование своих функций на бизнес, навешивая на него не предусмотренные Налоговым кодексом подати и кормящихся за счет их взимания окологосударственных нахлебников? Маниакальное стремление набивать карман — один из весомых факторов, который затормозил развитие нашей экономики. Скажу больше: некоторые подходы смахивают на работу агентуры, когда под благими намерениями творится нечто, не объяснимое здравым смыслом и экономической логикой.

Давайте вспомним, что прямая обязанность государства —  создавать условия для работы честных предпринимателей, так как это напрямую влияет на экономику страны (в том числе — бороться с контрафактом). Если нужно вести дополнительный учет и контроль, то этим должны заниматься миллионы государственных служащих, которые получают зарплату от налогоплательщиков (напомню, в России 2,4 млн чиновников и 2,6 млн сотрудников силовых ведомств, то есть на каждого предпринимателя — по одному).  

Хотите клеить марки, получать статистическую информацию, выдавать сертификаты и проверять соответствие бизнеса своим требованиям, бороться с контрафактом — делайте это в рамках своих полномочий и компетенции за счет налогов, которые и так платят бизнес и потребители, покупающие товары и оплачивающие услуги. Возможно, при таком подходе, когда неналоговые платежи перестанут сами быть псевдобизнесом, у чиновников и их родственников и близких друзей резко пропадет зуд их придумывать, а для тех, у кого не пропадет, — советую слова президента себе на сейф наклеить «воровство никогда до добра не доводило — особенно тех, кто этим занимается».