В Открытом правительстве предлагают усовершенствовать законодательство, регламентирующее порядок обращений граждан с запросами о коррупционных проверках в надзорные органы.
Глава рабочей группы при правительственной комиссии по координации деятельности Открытого правительства Кирилл Кабанов заявил, что анонимные обращения граждан могут служить инструментом давления на бизнес и недобросовестной конкуренции, а также использоваться для получения так называемой коррупционной ленты.
По оценке экспертов, процедуру назначения и проведения совместных проверок нужно дополнительно регламентировать, поскольку в действующем законе защита прав предпринимателей таких норм не предусматривает.
Министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов согласился с предложением экспертов, посчитав его целесообразным, сообщил «Коммерсант.
«Необходимо заранее определять категории проверок с повышенным коррупционным риском и ориентировать контрольно-надзорные органы на их идентификацию «, — сказал министр, отметив, что важно не только «ловить за руку», но и принимать своевременные превентивные меры.
Отметим, что накануне Уполномоченный по правам предпринимателей Борис Титов раскритиковал проект о контроле и надзоре, предложенный Минэкономразвития. Бизнес-омбудсмен заявил, что проект не только недоработан, но и «носит репрессивный характер». Элемент репрессий, по словам Титова, заключается в том, что закон создает благоприятные условия контролирующим органам, позволяя использовать методы проведения следствия из уголовной практики.
«Например, предоставляет органам контроля право производить выемку документов, в том числе оригиналов документов. Допускается, что принудительная выемка документов может быть связана с повреждением имущества юрлица или индивидуального предпринимателя «, — рассказал Титов.
Кроме того, закон позволит проводить внеплановые проверки предприятий без предупреждений чаще, чем раз в три года, в то время как так называемый «риск-ориентированный подход» вообще не предполагает плановых проверок в принципе. Омбудсмен опасается, что плановые проверки с таким опытом могут быть и вовсе исключены, а внеплановые возможно будет проводить по одному и тому же поводу, что «создаст почву для злоупотреблений со стороны проверяющих органов».
В то же время список грубых нарушений самих контролеров, который может использоваться для защиты самими проверяемыми организациями, весьма ограничен.
Таким образом, основные опасения бизнесменов вызывает тот факт, что в случае принятия законопроекта защита прав предпринимателей от неправомерных проверок фактически не будет обеспечиваться.
Напомним, что в апреле Минэкономразвития подготовило законопроект «О федеральном, региональном и муниципальном контроле в РФ», который содержит 35 пунктов отмены действующих законов. В законопроекте также указаны и конкретные сферы, подлежащие контролю, к которым в том числе относится и противодействие коррупции. Закон юридически определяет и существующие виды контроля — от личного досмотра до ревизии и изъятия документов.
Законопроект серьезно меняет законодательство в сфере контроля и проведения проверок за бизнесом, и изначально отмечалось, что благодаря этому защита прав предпринимателей сможет выйти на новый уровень. В частности, документом устанавливаются принципы открытости проверок, а также четкий список полномочий надзорных органов. Однако, по мнению самих бизнесменов, реально оценить насколько «прямо» или «криво» будет работать указанный закон, не представляется возможным. Сам текст законопроекта насчитывает более 100 страниц, и дать ему квалифицированную оценку сможет далеко не каждый предприниматель, в том числе и «отловить» все его скрытые механизмы и «вшитые» нормы.
Источник: «Первое Антикоррупционное СМИ»