В марте прошлого года Владимир Путин объявил о новых мерах по деофшоризации экономики. Многие восприняли предложения президента скептически. Однако, как показал прошедший год, деофшоризация, действительно, началась. То, что теперь олигархи подняли шум, – явное тому доказательство.
В своём послании Владимир Путин анонсировал принципиально новый подход к бизнесу. Так, будет проведена яркая черта между национальными предпринимателями и офшорными олигархами. Главным критерием выступит регистрация в отечественной или офшорной юрисдикции.
Первой группе государство намерено помогать налоговыми льготами, дешёвыми и длинными кредитами, госзаказами и так далее. Разумеется, в том случае, если предприниматели инвестируют в развитие русской экономики.
Что касается вторых, офшорных олигархов, то отношение к ним будет соответствующее. Конечно, никто не говорит, что капитал будет экспроприирован, но всех бонусов они лишатся. А это значит, что офшорные олигархи проиграют национальным предпринимателям конкуренцию.
Президент намерен чётко контролировать ответственность бизнеса за развитие страны. На совещании о мерах по стимулированию инвестиционной активности Путин выдал следующее поручение:
Поручаю Федеральной налоговой службе в течение года вести детальный мониторинг прибыли и инвестиционной активности крупнейших отечественных групп компаний и ежеквартально докладывать мне, что происходит с выросшими доходами от внешней конъюнктуры, как эти средства конвертируются в новые инвестиционные, инфраструктурные, социальные или экологические проекты.
Необходим комплексный подход
Однако вывод денег в офшоры – это не только про крупнейший бизнес. В иностранной юрисдикции зарегистрированы десятки тысяч компаний, в том числе крупного и даже среднего бизнеса. Порой доходит до того, что обычная городская сеть фитнес-клубов, оказывается, входит в состав некоего кипрского холдинга. Соответственно, решение проблемы офшоризации отечественной экономики является более сложным, и ограничиваться работой исключительно с крупнейшим бизнесом нельзя. На среднем уровне должна быть выстроена заградительная система, не допускающая оттока капитала из страны.
В прошлом году правительство, по поручению Путина, проделало огромную работу по реальной деофшоризации экономики. Так, пересмотрены соглашения об избежании двойного налогообложения (СИДН) с Кипром, Мальтой и Люксембургом. Эти страны повысят налог на дивиденды до русского уровня в 15%.
Нидерланды не согласились с подобным предложением Кремля, в связи с чем с данным государством готовится расторжение СИДН.
Тем не менее нельзя однозначно сказать, что данной меры будет достаточно. Статистика показывает, что пересмотр СИДН уже приносит свои плоды. Так, в первом квартале 2021 года отток капитала сократился по сравнению с аналогичным периодом года предыдущего на 34,8% до 11,8 млрд долларов. Предположим, что подобная тенденция сохранится. Однако конечной целью является полное прекращение вывода средств.
Для решения этой задачи главой комитета Государственной Думы по финансовому рынку Анатолием Аксаковым внесён законопроект о введении прогрессивной шкалы налогообложения на вывод дивидендов в офшоры. Чем больше бизнес будет направлять денег за рубеж – тем больше перечислит в казну. Подобное станет ударом по крупному офшорному бизнесу. Если для среднего ставка в 15% должна сохраниться, то крупный и крупнейший заплатит больший процент. Фактически таким образом для офшорных капиталов будет введён прогрессивный налог.
Но если крупнейший и так на контроле у президента, то крупный пока “в свободном плавании”. Однако предложение Аксакова способно закрыть и этот пункт.
Олигархи против
Впрочем, не все поддерживают главу думского комитета. Так, член правления Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс в эфире “Бизнес ФМ” сказал следующее:
Бизнесу неоднократно предложено и обещано неизменение налоговых режимов с тем, чтобы было понятно, как инвестировать, что инвестировать. Дивиденды – это тоже то, что потом не по карманам расходится, это тоже надо понимать. Экономические основания, почему дивиденды были в офшорах и так далее, это слишком долго для короткого разговора, но это тоже инвестиционный климат.
Подобная аргументация Юргенса не может выдержать никакой критики. Говоря о дивидендах, Юргенс, судя по всему, имеет в виду, что в офшорах отечественный бизнес накапливает средства, которые потом якобы возвращаются обратно в Россию в виде инвестиций. Однако сухая статистика это опровергает. Так, объём прямых инвестиций с Кипра в докризисном 2019 году составил 8,1 млрд долларов, в то время как цифра оттока капитала в эту юрисдикцию зафиксирована в размере 14,5 млрд долларов. Таким образом, отрицательное сальдо составило 6,4 млрд долларов.
Слова Юргенса про некий инвестиционный климат – это просто уже надоевшая либеральная мантра. Пора понять, что так называемый инвестиционный климат за границей вряд ли имеет преимущество перед русским. Хотя бы потому, что там, если захотят – заберут всё.
Впрочем, РСПП традиционно выступает против мер правительства по деофшоризации экономики. Так, глава РСПП Александр Шохин в начале марта направил обращение к премьер-министру Михаилу Мишустину, в котором призвал правительство отказаться от разрыва СИДН с Нидерландами:
Если СИДН с Нидерландами будет разорван, это может привести к ряду негативных последствий. В частности, к сокращению инвестиционной активности, снижению котировок компаний, выбравших Голландию юрисдикцией для выхода на IPO, к сокращению дивидендного потока из этой страны в Россию, проблемам с определением резидентства и двойному налогообложению физлиц, получающих доходы из королевства.
Подобная аргументация также является смехотворной. По мнению РСПП, отток капитала в Нидерланды в размере 339 млрд рублей в 2019 году не является проблемой, а снижение биржевых котировок компаний – является.
Даже в “Деловой России”, объединяющей представителей преимущественно среднего бизнеса, считают подобный шаг оправданным для отечественной экономики:
Хотя разрыв соглашения действительно способен негативно сказаться на вложениях из Голландии в РФ, это может усилить институт инвестирования в российскую экономику уже внутри страны, а не из-за рубежа.
Действительно, целью всей кампании по деофшоризации экономики является не только борьба с выводом капитала, а усиление инвестиционной активности внутри России. Даже если компании предпочитают складировать свои ресурсы в банках, важно место прописки этого банка. В том случае, если он находится в России, то его деньгами пользуются наши резиденты. Если же, например, на Кипре или в Голландии, то отечественный капитал через кредиты и займы начинает работать на экономику иностранных государств. Продолжение подобной истории в условиях роста геополитической напряжённости недопустимо.