17 апреля 2023

О проблемах бизнес сообщества в связи с введением ЕНС

Вместо упрощения налогового администрирования бизнес-сообщество столкнулось как с его усложнением, так и с дополнительными затратами на его введение. Вот краткие рекомендации Минфину и ФНС России, что нужно сделать максимально быстро и почему.

С 1 января 2023 года в соответствии с федеральным законом № 263-ФЗ от 14.07.2022 года для всех юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных лиц, занимающихся частной практикой, принципиально изменился порядок уплаты налогов и иных обязательных платежей в связи с введением в действие механизмов Единого налогового счета (ЕНС) и Единого налогового платежа (ЕНП).

В соответствии с указанным законом платежи по налогам, взносам и сборам перечисляются единым налоговым платежом, за исключением некоторых налогов, а также страховых взносов, начисление и уплата которых не регулируется Налоговым кодексом РФ (НК РФ). Закон предусматривает переходный период на 2023 год, который позволяет перечислять налоговые платежи по ранее действующим правилам, но с некоторыми оговорками.

В феврале 2023 года ФНС признала, что с внедрением ЕНС и ЕНП существуют определенные проблемы. Однако по состоянию на апрель 2023 года эти проблемы не только не решены, но и приобретать катастрофические для бизнеса масштабы. Достаточно заглянуть чат телеграмм-канала ФНС , чтобы понять: вопрос серьезный и требует оперативного решения.

Данная аналитическая записка посвящена:

  •  оценке достижения целей, заявленных в пояснительной записке к законопроекту № 46702-8;

  •  текущим проблемам взаимодействия налогоплательщиков с ФНС;

  • рискам для бизнеса, вызванным введением ЕНС и ЕНП и нерешенными техническими проблемами.

В завершении работы сделаны выводы и намечены предложения по решению проблем.

1. Оценка достижения целей, заявленных в пояснительной записке к законопроекту № 46702-8

Пояснительной запиской к законопроекту заявлено упрощение «порядка уплаты налогов и иных обязательных платежей, предусмотренных НК РФ (далее – налоги) и совершенствования налогового администрирования». Однако сокращение количества платежных реквизитов только привело к усложнению налогового администрирования налогоплательщиками (см. Приложение 1), а количество платежных поручений осталось тем же.

1.1. Реквизиты, необходимые для идентификации платежа как конкретного обязательства налогоплательщика (ИНН и КПП налогоплательщика, КБК, код по ОКТМО, налоговый период, сумма налога), как ранее содержались в налоговых декларациях и расчётах, так и продолжают оставаться. 

В дополнение к ним по каждому налогу и страховому взносу, платежи по которым формируют сальдо ЕНС, необходимо дополнительно подавать уведомления или заявления, содержащие реквизиты, ранее указывавшиеся в платежных поручениях. Трудоёмкость подготовки уведомления позволяет оценивать его как дополнительный отчёт по каждому налогу, несмотря на то, что на все налоги, начисленные к уплате за каждый из 13 расчётных периодов, подаётся только одно уведомление.

Вместо ежемесячного отчёта СЗВ-М введен отчёт «Персонифицированные сведения о физических лицах». Он также сдаётся ежемесячно, но совмещает в себе данные уже двух отчётов – отмененного СЗВ-М и РСВ.

Как сдать отчет «Персонифицированные сведения о физических лицах»

После слияния ПФР и ФСС ежемесячная форма СЗВ-М «приказала долго жить» и вместо нее страхователям необходимо с 2023 года предоставлять в налоговую «Персонифицированные сведения о физических лицах».

 

За 2022 год юридическое лицо, применяющее общую систему налогообложения и имеющее имущество и сотрудников, сдало 39 отчётов (по налогам, взносам и бухгалтерскую отчетность), в 2023 году их количество возрастает до 54. Сравнение общего количества отчётов по отдельным налогам и страховым взносам за 2022 и 2023 год приведено в Приложении 2.

Индивидуальный предприниматель без работников, совмещающий УСН и ПСН, за 2022 год подавал только 2 отчета (декларация по УСН и уведомление о зачёте страховых взносов в счёт стоимости патента). За 2023 год ему придётся подать уже 9 отчётов: к указанным ранее добавляются 4 заявления о признании уплаченных им на ЕНС денежных средств страховыми взносами и 3 уведомления об исчисленных налогах.

1.2. Формирование единого сальдо по разным видам налогов привело к проблемам оспаривания требований налоговых органов. Ранее наличие спорной задолженности позволяло уплачивать иные налоги и страховые взносы в обычном порядке, без образования задолженности по ним. По новым правилам, чтобы получить иные права, предоставленные НК РФ, налогоплательщик будет вынужден нести дополнительные расходы на оплату и текущих обязательств, и оспариваемой суммы, которая в случае удовлетворения его требований в суде образует переплату и вернётся на сальдо ЕНС. Таким образом, налогоплательщик поставлен в гораздо более худшее положение.

1.3. Возможность распоряжения «свободными денежными средствами» путем возврата или зачёта в счёт других обязательств поставлена в зависимость от сроков проведения камеральной проверки (3 месяца). Таким образом, налогоплательщик теряет возможность оперативно зачесть высвободившиеся средства.

1.4. Значительно усложнилось администрирование по налогу на доходы физических лиц, в отношении которых организации и индивидуальные предприниматели выступают работодателями. 13 периодов, установленных в целях уплаты НДФЛ, не соответствуют календарным месяцам, что, с одной стороны, затрудняет применение налоговых вычетов, с другой – приводит к необходимости дополнительной синхронизации показателей бухгалтерского и налогового учётов.

1.5. Введение дополнительного налогового документооборота значительно затруднило индивидуальным предпринимателям реализацию права на уменьшение подлежащих к уплате налогов по УСН и ПСН на сумму уплаченных ими страховых взносов. Ранее для этого было достаточно только оплатить взносы в соответствующий период, за который они планировали воспользоваться этим правом. С новым порядком при УСН сроки на уплату страховых взносов сокращаются на 6 рабочих дней, при ПСН – на 26 рабочих дней. Более того, он требует от индивидуального предпринимателя дополнительных затрат, в некоторых случаях весьма значительных.

1.6. Логика отнесения налогов к ЕНС также не всегда очевидна. Так, из него выведены страховые взносы на ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний выведены из системы ЕНС и НДФЛ иностранных граждан, работающих на патенте (ст. 227.1 НК РФ). Более того, по налогу на профессиональный доход и сборам за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов налогоплательщикам предоставлено право выбора – уплачивать на ЕНС или по своим реквизитам.

2. Текущие проблемы взаимодействия налогоплательщиков с ФНС

Одной из актуальных текущих проблем, выявленной в результате анализа, является неготовность работников налоговых инспекций разъяснять налогоплательщикам особенности работы с Единым налоговым счётом и уплаты Единого налогового платежа. Они не могут ответить, как сформировалось сальдо и куда оно ушло, а главное – куда ушли остатки, которые были на конец прошлого года и почему часть из них вообще недоступна.

Также налоговыми органами часто нарушаются сроки обработки входящих документов. Так, установлены сроки рассмотрения заявления о распоряжении суммой денежных средств в 1 рабочий день (п. 5 ст. 78 НК РФ) и уведомления об уменьшении стоимости патента в 20 рабочих дней (п. 1.1 ст. 346.51 НК РФ). На практике отказы в удовлетворении заявленных требований задерживают до 10 и 30 рабочих дней соответственно.

При этом у налогоплательщиков нет возможности оперативно узнать о своих текущих обязательствах. По состоянию на 12.04.2023 года в личных кабинетах налогоплательщиков (ИП, ЮЛ и ФЛ) на сайте ФНС (ИП, ЮЛ и ФЛ) нет технической возможности:

  1. Увидеть остаток по ЕНС (раздел ЕНС закрыт).

  2. Получить Справку о принадлежности сумм денежных средств, перечисленных в качестве ЕНП.

  3. Получить Справку об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, взносов, пеней, штрафов, процентов.

  4. Получить Выписку операций по расчётам с бюджетом (за период до 31.12.2022).

  5. Подать заявление о распоряжении путем возврата суммой денежных средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента.

3. Риски для бизнеса, вызванные введением ЕНС и ЕНП и нерешенными техническими проблемами

Проведенный анализ показал ущемление прав налогоплательщиков, связанных с исполнением ими обязательств по уплате налогов, сборов и взносов.

Отсутствие возможности узнать, по каким из налогов и страховых взносов проведен зачёт не позволяет организациям и индивидуальным предпринимателям планировать налоговую нагрузку, проводить сверку с бюджетом по конкретным налогам, чтобы в последствии воспользоваться правом на возврат или вычет. Также затрудняется пользование правом на уменьшение налога по УСН и патенту в части страховых взносов, даже если эти взносы уплачены, а сальдо по любой причине не является положительным из-за другого налога или страхового взноса. А отсутствие возможности подтвердить перед контрагентами отсутствие задолженности перед бюджетом не дает им возможности заключать договоры, по условиям которых контрагент требует подтвердить отсутствие задолженности перед бюджетом по налогам, взносам и сборам.

Непредставление или несвоевременное представление уведомлений наказывается штрафом как по п. 1 ст. 126 НК РФ в размере 200 рублей за каждое уведомление, так по п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ – от 100 до 300 рублей на руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя.

В свою очередь непредставление индивидуальным предпринимателем заявления о распоряжении суммой денежных средств при уплате страховых взносов приведёт к дополнительным затратам из-за невозможности уменьшить налог по УСН и ПСН. При этом само направление такого заявления может быть связано с существенными расходами.

Выводы и предложения

Проведенный анализ показал, что цели, заявленные в пояснительной записке к законопроекту № 46702-8, в целом не достигнуты: вместо упрощения налогового администрирования бизнес-сообщество столкнулось как с его усложнением, так и с дополнительными затратами на его введение. 

Если истинной целью введения новой системы была уплата налогов в единый федеральный центр, то можно было оставить платежные поручения с такими же реквизитами, просто заменив получателя платежа. 

Если же действительной целью была прозрачность и понятность для бизнес-сообщества, то вне зависимости от получателя налоговых платежей можно было бы:

1. Отменить необходимость подачи уведомлений и заявлений, вернув указание информации для идентификации налоговых платежей в платежные поручения.

2. Упростить заполнение платежных поручений на уплату налогов и страховых взносов, оставив идентификацию налогоплательщика по КБК и КПП и идентификацию платежа по КБК или условному обозначению, соответствующему назначению платежа.

3. Предусмотреть возможность исключать спорные суммы из задолженностей, формирующих отрицательное сальдо ЕНС, до момента заключения мирового или медиативного соглашения (или иного срока, установленного таким соглашением) или вступления в законную силу решения суда.

4. Установить периоды уплаты НДФЛ, соответствующие календарным месяцам, и разрешить удерживать НДФЛ только при окончательном расчёте за календарный месяц.

5. Исключить из перечня платежей, формирующих сальдо ЕНС:

  • страховые взносы;

  • государственные пошлины;

  • суммы налогов, в отношении которых организация или индивидуальный предприниматель выступает налоговым агентом.

6. Обеспечить оперативный возврат денежных средств, уплаченных налогоплательщиком, в счёт сальдо ЕНС сразу после подачи им уточненной налоговой декларации (расчёта).

На период доработки механизма ЕНС должен быть объявлен мораторий, так как он действительно не работает так, как анонсировалось в пояснительной записке к законопроекту и вызывает дополнительные сложности как у налогоплательщиков, так и у налоговых инспекторов. 

Подробнее на https://www.klerk.ru/user/nowar/568737/