В процессе изучения судебных актов и решений налоговых органов мы часто видим термин «должная осмотрительность». Кто-то из налогоплательщиков написал в ФНС письмо с предложением (или рассуждением) о важности закрепления на законодательном уровне этого понятия, на что налоговая служба ответила следующее:
1. Термин «должная осмотрительность», а также критерии его применения определены в судебных актах КС РФ, ВАС РФ и ВС РФ.
2. В сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщиков.
3. В контексте получения организацией или индивидуальными предпринимателями необоснованной налоговой выгоды впервые термин «должной осмотрительности» был использован ВАС РФ в 2002 году.
4. Проявление надлежащей осмотрительности предполагает, что при выборе контрагента субъекты предпринимательской деятельности, как правило, оценивают не только условия сделки и их коммерческую привлекательность, но и деловую репутацию, платежеспособность контрагента, риск неисполнения обязательств и предоставление обеспечения их исполнения, наличие у контрагента необходимых ресурсов и опыта.
5. Оценка проявления должной осмотрительности не должна сводиться к выявлению изъянов в эффективности и рациональности его хозяйственных решений, а должна исходить из стандарта осмотрительного поведения в гражданском (хозяйственном) обороте, ожидаемого от его разумного участника в сравнимых обстоятельствах.
6. Вопрос о критериях добросовестности контрагента урегулирован статьей 54.1 НК РФ, а также рекомендациями в письмах ФНС от 10.03.2021 N БВ-4-7/3060@ и от 31.10.2017 N ЕД-4-9/22123@.
7. Формальный подход при оценке соблюдения налогоплательщиком критериев должной осмотрительности недопустим. Нужно учитывать условия делового оборота, в рамках которого заключалась оспариваемая сделка.
8. Из системного толкования абзаца 3 пункта 1 статьи 2 и пункта 1 статьи 50 ГК РФ следует, что юрлица несут при осуществлении своей деятельности имущественные и иные риски, ввиду чего от таких лиц требуется должная заботливость и осмотрительность, проявление которых возможно в отсутствие установленных законом правил.
9. Стандарт осмотрительного поведения предполагает проверку деловой репутации, возможности исполнения контрагентом своих обязательств, его платежеспособности, и направлен на предотвращение возможных убытков.
Поэтому, учитывая вышеизложенное, закрепление в НК РФ положений, предписывающих налогоплательщику действовать при совершении сделок с надлежащей степенью заботливости и осмотрительности, а также указание, что непроявление надлежащей степени осмотрительности влечет не только риски по ненадлежащему исполнению сделок, но и риски по невозможности получения соответствующей налоговой выгоды, а также закрепление термина «должная осмотрительность» являются нецелесообразными.
Источник: письмо ФНС России от 25.04.2023 № БВ-19-7/126@
П.С. Ну, то есть «должная осмотрительность» в НК РФ не нужна, но стандартами осмотрительного поведения вы пользуйтесь, пожалуйста. Никто не видел эти стандарты? Не пробегали тут мимо? Нет?
И письма, на которые ФНС сама ссылается в ответе на вопрос, не являются нормативно-правовыми актами, а носят исключительно ознакомительный и рекомендательный характер.
В общем, должную осмотрительность проявляйте, стандартами осмотрительного поведения пользуйтесь. Только мы не дадим их ни признаки осмотрительности, ни стандарты. Набирайтесь опыта на чтении судебных актов, на решениях налоговых органов. Может, пронесёт.