Нелегальных перевозчиков могут обязать получать лицензии, поскольку на рассмотрение в Государственную Думу РФ внесен законопроект, обязывающий получать лицензию всех перевозчиков, осуществляющих деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, в том числе и тех, кто осуществляет «перевозки по заказу»
Перевозки пассажиров автобусами подразделяются на регулярные перевозки и перевозки по заказу. В соответствии с требованиями законодательства деятельность по осуществлению регулярных перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, подлежит лицензированию, в то время как осуществление предпринимательской деятельности по перевозкам пассажиров и багажа автомобильным транспортом по заказу носит уведомительный характер.
На самом деле механизм организации перевозок по заказу и регулярных перевозок практически не отличается, все перевозчики, работающие легально, обязаны обеспечивать проведение техосмотров ТС, медосмотров водителей, создавать условия для соблюдения ими режима труда и отдыха, вести учет путевой документации, выполнять обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев ТС.
Проблемы возникают при осуществлении надзора за соблюдением этих требований, поскольку четко не определено, какие нормы КоАП РФ применяются к перевозкам по заказу.
Поэтому часть перевозчиков, во избежание исполнения лицензионных требований, подают заявления об аннулировании действия лицензии и переходят к осуществлению, по сути, регулярных перевозок под видом заказных.
Сегодня одна из главных проблем в сфере автоперевозок пассажиров — возросший объем нелегальных перевозок пассажиров. Проверки показывают, что перевозчики работают на регулярных автобусных рейсах под видом заказных, отметил глава Агентства автомобильного транспорта (Ространсавто) Алексей Двойных. Кроме того, далеко не все перевозчики работают легально, уплачивая налоги и поддерживая автобусы в надлежащем состоянии.
Так называемые «серые» перевозчики не заботятся об обновлении подвижного состава, его техническом состоянии, а значит, подвергают опасности пассажиров, которые пользуются их услугами, и повышают вероятность аварийности на дороге.
В связи с этим предлагается установить обязательное лицензирование деятельности юрлиц и ИП по всем видам перевозок пассажиров автомобильным транспортом. Стоит отметить, что возможность введения лицензий для перевозчиков по заказу обсуждается уже несколько лет.
07 сентября 2017 года Правительство РФ внесло на рассмотрение в Государственную Думу РФ проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек», в соответствии с которым лицензированию будет подлежать вся деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (то есть, и деятельность по осуществлению регулярных перевозок, и деятельность по осуществлению перевозок по заказу). Также предусматривается, что Правительством РФ в целях осуществления лицензионного контроля может быть изменена периодичность проведения плановых проверок в зависимости от отнесения деятельности юрлица, ИП или используемых ими производственных объектов к определенным категории риска, классу (категории) опасности. Определяются особенности лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек.
Данные нововведения представляются справедливыми и оправданными, поскольку введение лицензии для всех пассажирских перевозок поможет, во-первых, вывести из тени нелегальных перевозчиков, а во-вторых, унифицирует подход к надзору за соблюдением перевозчиками условий безопасности перевозок.
Правила для всех должны быть едины, потому что безопасность граждан – это приоритетная задача.
Источник: http://ternovtsov.ru/2017/09/19/