5 октября 2020

Наталья Зубаревич: «Мы сейчас наблюдаем попытку федерального центра состричь больше налогов со всех»

Наталья Зубаревич, эксперт по социально-экономическому развитию регионов, рассказала о том, какой субъект Федерации сегодня самый самостоятельный, какие провинции кормят всю страну и об особенностях российского «федерализма».

Наталья Зубаревич – российский экономико-географ, специалист в области социально-экономического развития регионов России. Профессор кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Эксперт программы развития ООН и московского представительства Международной организации труда (ILO). Автор «Теории четырех Россий», объясняющей социально-экономические отношения и особенности развития отечественной экономики

– С начала пандемии президент постоянно напоминал всем, что Россия – это Федерация. А значит, губернаторы должны самостоятельно принимать решения. Наш российский федерализм выражается только в перекладывании ответственности? Или что-то действительно стало меняться во внутренней политике и экономике?

– Наш федерализм выражается в очень простом формате: когда наступает форc-мажор (а пандемия – это форс-мажор), в такой огромной стране невозможно принимать единообразные решения. И это разумно – переложить принятие решения на регионы.

Но это только половина ответа. Пандемия – ситуация гадкая, в том числе гадкая по политическим последствиям. Поэтому вторая половина ответа – переложить ответственность на регионы: вы приняли эти решения – вы будете за них отвечать. Если что-то не так сделали, ну, мы вас… сменим начальство, скажем так. Поэтому это двоякая история: с одной стороны – разумная, с другой – сугубо политическая. Это не федерализация.

– В таком случае что есть федерализм по-российски?

– Федерализм по-российски – это супервертикаль, где губернатор является посланным сверху человеком, которого «правильно» избрали, и отвечает он строго перед верхом, а не перед населением своего региона. Это называется «вертикаль»! Слово «федерализм» к «вертикали» не имеет ни малейшего отношения.

Федерализм – это договорные отношения, когда есть два партнера – центр и регион. И они договариваются, как сделать так, чтобы был не нулевой результат. То есть и центру лучше, и региону лучше. Это партнерские отношения. Вертикаль и партнерство – две вещи несовместные.

– То есть можно сказать, что федерализма в России нет.

– Нет! Федерализм в России – только в названии. Реального федерализма в России нет от слова «совсем».

– Но можно ли ждать, что когда-нибудь он все же появится?

– Только не при этом политическом руководстве. Когда-нибудь это, возможно, дойдет и до тех, кто будет управлять страной, но это будут совсем другие люди. Федерализм – это гораздо более гибкая система, которая позволяет учитывать колоссальное разнообразие наших территорий.

Но эта система более сложная. Еще раз повторю: она партнерская. А в России, как вы помните, правило очень простое: «Я начальник – ты дурак, ты начальник – я дурак». Вот в таких форматах федерализм существовать не может.

– В действующей системе есть регионы, которые живут лучше, а какие – хуже?

– Давайте так: «лучше» или «самостоятельнее»? Это два разных понятия. Если самостоятельнее – это Чечня. Абсолютно самостоятельный регион. Денег – лопатой наваливается, контроля никакого. Самый самостоятельный субъект Российской Федерации. Если же говорить о том, кому живется лучше, то следующий вопрос: лучше экономически? Тогда – Москва. Самый богатый субъект Российской Федерации.

– Причина ведь не в Собянине?

– Нет, конечно. Причина в устройстве системы власти и бизнеса в Российской Федерации.

В каждой стране большая агломерация (а Москва с Московской областью – гигантская агломерация) имеет дополнительные преимущества развития. Они объективны, поскольку связаны с концентрацией бизнеса, людей с разными компетенциями, с разнообразием, с экономией на масштабе и так далее. Поэтому любая большая агломерация имеет преимущества.

Но это только часть преимуществ московской агломерации. Второе ее главное преимущество – статусное. Это столица нашей Родины.

Родина, устроенная по вертикальной системе управления, втягивает в Москву максимум полномочий – и государственных, и бизнеса. В Москве все основные крупнейшие компании, кроме «Газпрома» и «Газпромнефти», «сосланных» в Питер поднимать бюджет. А так – все основные крупнейшие компании.

Мы страна крупного бизнеса, который всячески стягивает прибыль на штаб-квартиры. И плюс гигантское количество чиновников с весьма неплохими зарплатами. И бизнес никогда не уйдет из Москвы по той простой причине, что все решения принимаются в Белом доме и Кремле. А значит, надо быть рядом.

Вот это второе преимущество – статусно-вертикальное, оно не заработанное абсолютно. Но оно есть. И оно, честно говоря, объективно не меньше, чем нормальное агломерационное преимущество.

– Многонедельные протесты, которые проходят в Хабаровске, – это что? Это недовольство регионов Москвой или..?

– Это недовольство сверхцентрализацией, когда вам посылают губернатора-парашютиста, никак не связанного с вами. Хотя должна сказать, что Хабаровский край в этом смысле не шибко много отдает в Москву, в федеральный бюджет, по сравнению с тем, что идет обратно. Сейчас у него «фифти-фифти»: сколько отдал, столько и пришло обратно в виде помощи трансфертов.

Предыдущие два, три, четыре года он отдавал немного больше, чем получал в виде трансфертов. Не он кормит Россию. Россию кормят Ханты-Мансийский автономный округ и Ямало-Ненецкий автономный округ. Вот два главных кормильца. Ну и налоги Москвы имеют большое значение.

На три субъекта Российской Федерации – Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа и Москву, столицу нашей Родины, приходится половина всех налоговых доходов федерального бюджета. Это нефтегазовая рента, которую дают округа, и налог на добавленную стоимость, который обеспечивает Москва, крупнейший центр конечного потребления, с чего платится НДС.

– С нового года будет отменен единый налог на вмененный доход (ЕНВД).

– Господи, во-первых, его могут продлить. А во-вторых – он копеечных денег стоит. Все так называемые налоги на совокупный налог – «вмененка», «упрощенка», сельхозналог – это всего 4% доходов консолидированного бюджета регионов. Этот налог идет муниципалитетам – он для них более значим. Он муниципальный! Налоги на малый бизнес – муниципальные.

– Многие предприниматели, платившие ЕНВД, сейчас в панике.

– Это плохая история. Потому что там фиксированная сумма, а хочется взять больше. Ответ простой: «Жадность фраера сгубила». Власти решили, что мало берут. А пострадает больше всего малый бизнес. Любые виды малого бизнеса. У нас половина малого бизнеса – торговля, а все остальное – «другие услуги». Промышленного малого бизнеса у нас почти нет.

– На ваш взгляд, какие-то изменения с ограниченными полномочиями регионов сейчас происходят?

– Мы сейчас наблюдаем попытку федерального бюджета состричь больше налогов со всех. И с людей, и с бизнеса. Это федеральные решения. К регионам они не имеют никакого отношения. Все эти решения, если они будут реализованы, приведут к тому, что дополнительные деньги пойдут в федеральный бюджет.

– То есть деньги, и больше ничего.

– Да не вопрос! Просто у субъектов Российской Федерации нет полномочий вводить собственные законы. Вы держите это в голове. К слову, о федерации, чтобы веселиться уж окончательно.

У нас лучшее, что могут сделать регионы (это максимум возможного!), когда в законе есть вилка: вы можете брать 1% или 2%, или 0,5%. Вот в этой вилке регион принимает решение. Но все рамки заданы федеральным законодательством.

– Так все-таки как вы думаете: есть у России шанс превратиться в настоящую федерацию?

– Я бы мечтала, но не при этой жизни. До тех пор пока у нас выстраивается та самая галимая вертикаль, ни о какой федерации мы с вами рассуждать не можем. Ее нет.

– А может, России и не нужна федеративная структура?

– Нужна, очень нужна! У нас очень большая территория и очень разные условия. Это должна быть гибкая симметричная федерация, где договариваться с разными субъектами нужно по-разному. И это как раз и есть главное условие устойчивости. Запомните: палка вертикали устойчивой не бывает. Устойчивы более гибкие структуры. Но они требуют другого формата отношений – партнерского. Еще раз «Я начальник – ты дурак», и федерации между собой никак не состыкуются.

Источник: https://fingazeta.ru/people/interview/466864?fbclid=IwAR3Z3k5XWWNJuVIz5P2pcDoo6-c4c3jZ5aJT0QTxmtCmFiyCtKGY1I4mbaQ