17 декабря 2021

Налоговым органам оказалось выгоднее чаще проверять малый, а не крупный бизнес

Экономисты разработали математическую модель, описывающую взаимодействие компаний и налоговой службы. Они выяснили, как отчетность предпринимателей зависит от размера налога, как государству рассчитать оптимальную частоту проверок и выгодно ли ему наращивать финансирование налоговой инспекции.

Исследование было опубликовано в журнале Mathematical Models and Computer Simulations. Многие государства сталкиваются с проблемой низкой собираемости налогов. Особенно остро она стоит в развивающихся странах, в которых еще не сложилось эффективной системы контроля и необходимой институциональной среды.

Решение каждой отдельной компании о том, платить ли налоги честно или уклоняться от уплаты, зависит от многих факторов: размера налога и штрафов, частоты проверок, неудобств, связанных с работой в теневом секторе экономики (например, невозможность получать налоговые вычеты или пользоваться банковскими услугами). Управляя этими стимулами, государство может выстроить систему поощрений и наказаний, при которой налоговые сборы будут максимальными при наименьших расходах налоговой инспекции.

Авторы работы предложили математическую модель, которая учитывает действия компаний и государства (в лице налоговой службы, аудитора) и позволяет рассчитать оптимальный уровень налогов, размер штрафа, частоту проверок и размер финансирования налоговых органов. У компаний есть выбор: сообщать налоговой инспекции реальный размер прибыли и платить налоги полностью либо занизить показатели и заплатить меньшую сумму. Оптимальная стратегия зависит от размера штрафа и вероятности попасть под проверку: чем они выше, тем сильнее рискует компания, уклоняясь от налогов.

Чтобы компаниям было невыгодно декларировать меньшую прибыль, чем они получают на самом деле, налоговая должна проверять мелкие фирмы чаще, чем крупные: в таком случае бóльшая вероятность проверки будет уравновешивать выгоды от сокрытия части доходов. Авторы доказывают, что такой подход является оптимальным для аудитора: крупные компании могут позволить себе заплатить штраф, в то время как для небольших предприятий угроза проверки оказывается достаточной причиной платить налоги полностью. В результате получается, что на малый бизнес проверки оказывают намного больший эффект, поэтому разумно расходовать ресурсы налоговой службы именно на них.

«Инспекция условно делит все фирмы на бедные (мелкие) и богатые (большие). Вторые платят налоги, но делают это по “нижней границе”. При этом проверять их невыгодно, поскольку это дорого и не дает существенного эффекта. Другая ситуация с малыми фирмами: они оказываются чувствительными к самой возможности проверки, и даже минимальная угроза такой проверки заставляет их полностью платить налоги. То есть фактически инспекция ориентируется на тех, на кого ее воздействие может повлиять», — пояснил доцент факультета экономических наук ВШЭ Николай Пильник.

Также модель позволяет рассчитать, как собираемость налогов зависит от размера штрафа и бюджета налоговой службы. Ужесточение наказания ожидаемо приводит к росту сборов, при очень высоких штрафах они приближаются к тем, которые налоговая получала бы, если бы все платили честно. С финансированием налоговой службы ситуация немного сложнее: расчеты показали, что для всех реалистичных наборов параметров сумма выписанных штрафов оказывается ниже, чем затраты на проведение проверок, то есть с каждого дополнительного рубля, потраченного на аудит, государство соберет меньше одного рубля налогов. Таким образом, дополнительные вложения в бюджет налоговой не оправдывают себя.

«Претензии к налоговой системе в духе “недостаточно жестко контролируете неплательщиков” далеко не всегда обоснованы экономически. Ведь задача состоит не столько в выявлении нарушителей, сколько в том, чтобы заставить оценивать риски тех, кто колеблется (уходить от налогов или нет). Иначе говоря, с точки зрения оптимального расходования государственных средств для функционирования системы нет ничего страшного, если некая часть компаний уходит от полной уплаты налогов. Их проверка и выявление будут стоить еще дороже», — подвел итог Николай Пильник. 

Источник: https://naked-science.ru/article/column/nalogovym-organam-okazalos-vygodnee?fbclid=IwAR1BwRUATe-w5vYzZZyJPssgYYuq6PaNwuN0d5u381AHNYDT8rSRr0lK3HA