25 апреля 2016

Налоговые проверки 2016

Несмотря на продекларированный властями курс по снижению административного давления, от выездных налоговых проверок по-прежнему не застрахован ни один действующий бизнес. Как подготовиться к подобным мероприятиям, как вести себя во время и после контроля – обо всем этом в нашей статье.

Готовимся к проверке

Прежде всего, налогоплательщикам следует понимать, что сам факт проведения выездной налоговой проверки, уже говорит, как минимум, о наличии у инспекторов оснований для применения подобных мер. Ведь еще на этапе предпроверочного анализа о хозяйствующих субъектах собираются исчерпывающие сведения, формируется заключение о необходимости (или отсутствии таковой) в проведении выездного контроля, а также определяется общее направление действий инспекторов.

Обратите внимание: одновременно налоговые органы делают своеобразный «прогноз» по предполагаемым доначислениям. К сожалению, при проведении проверки инспекторы зачастую ориентируются именно на эту цифру, а не на реальные факты нарушения налогового законодательства.

Помимо этого, на предварительном этапе налоговики проводят следующие мероприятия:

· делают запросы в кредитные организации на предмет предоставления выписок по счетам, как самого налогоплательщика, так и контрагентов компании;

· проводят анализ налоговой и бухгалтерской отчетностипроверяемого лица и его контрагентов.

Имейте в виду: первое, что интересует налоговиков – это реальность контрагентов попавшего под контроль предприятия, а также возможные потоки вывода («отмывания») денежных средств через подобные организации.

При так называемых «встречных проверках», инспекторы, в любом случае, обращают внимание на следующие факты:

· имеют ли контрагенты достаточное число работников для осуществления уставной деятельности;

· размер заработной платы, которая начисляется сотрудникам, которые трудятся у контрагентов;

· фактическое наличие складов, транспорта, техники, необходимых для ведения соответствующей деятельности;

· присутствие ежемесячных арендных, накладных, представительских и иных подобных расходов.

«Красной тряпкой» для инспекторов являются, к примеру:

· широкий разброс по стоимости оказываемых услуг;

· оплата перед окончанием налоговых периодов дорогостоящих консалтинга, маркетинговых услуг, разработки регламентов и т.п.

При наличии сомнений, налоговики проверяют не только непосредственно контрагента, но и соответствующую «цепочку» организаций – зачастую до 5-й компании включительно. Особенно контролеров интересуют «хвосты», которые ведут в офшорные юрисдикции.

Чтобы избежать лишних подозрений в недобросовестности и связанных с этим неприятностей, налогоплательщику имеет смысл:

· во-первых, организовать на предприятии систему, в соответствии с которой о любом новом контрагенте должна собираться информация, имеющаяся хотя бы в открытых источниках (в идеале – если это будет сделано с применением специализированных баз данных);

Обратите внимание: на определенные подозрения налоговиков может навести, например, факт массовой регистрации самого предприятия или «многостаночность» его единоличного исполнительного органа – то есть ситуация, когда директор занимает пост одновременно в большом числе компаний, которые занимаются различной деятельностью.

· во-вторых, ознакомиться с уставными документами контрагента хотя бы на предмет выяснения его основных видов деятельности (и, соответственно, их совпадения с теми товарами, работами или услугами, которые были поставлены);

· в-третьих, по возможности, выяснить, нет ли у контрагента проблем со сдачей отчетности и налоговым законодательством;

· в-четвертых, время от времени проверять собственную деятельность на предмет выявления налоговых рисков.

Совет из практики: при анализе и выявлении налоговых рисков обязательно следует учитывать критерии, которые содержат соответствующие приложения к приказу ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333.

Выездная налоговая проверка: допрос и новации

Начнем с того, что данная форма контроля, как правило, включает допрос должностных лиц как проверяемой организации, так и ее контрагентов.

Обратите внимание: вопреки распространенному заблуждению, опрошены могут быть не только руководство предприятий и главные бухгалтеры фирм, но и рядовые работники – вплоть до секретарей и грузчиков. Более того, инспекторам ничто не мешает вызвать на допрос бывший персонал и даже родственников сотрудников.

Причем во время допроса контролеров нередко интересуют весьма неожиданные сведения. Как показывает практика, гражданин может столкнуться с вопросами о:

· наличии у него специальных навыков и умений;

· идентификационном номере личного компьютера и другой техники;

· точной численности персонала на предприятии, где он работал несколько лет назад.

Совет из практики: как правило, рядовые граждане (в т.ч. работники) ошибочно не видят разницы между вызовом на допрос по уголовным и налоговым делам. Хотя ответственность кардинально различается – за неявку на налоговый допрос лицу грозит лишь относительно небольшой штраф. Соответственно, об этом важном аспекте имеет смысл обратить внимание всех лиц, которые могут попасть в поле зрения контролеров.

Когда дело касается доначислений в бюджет, налоговая служба старается идти в ногу со временем. Соответственно, аналитической обработке наверняка будут подвергнуты интернет-сайты компании и связанных с ней организаций. К примеру, нередко на основании подобных сведений выявляются участии проверяемой фирмы в «схемах», а также ее скрытая аффилированность с другими участникам хозяйственных отношений.

Имейте в виду: по причине экономических проблемам и острого дефицита финансовых средств в казне, у контролеров сейчас существует четкая установка на повышение собираемости налогов любыми доступными средствами. Поэтому налоговики все чаще применяют такие сомнительные «новации» как привлечение определенных категорий физических лиц к субсидиарной ответственности по фискальным обязательствам компании. Это может коснуться, в том числе, и наемного топ-менеджера, если в его отношении судом вынесен приговор по статье 199 Уголовного кодекса. Верховный суд подтвердил это в Определении от 27 января 2015 г. № 81-КГ14-19.

Досудебное урегулирование споров

При возникновении любых разногласий с проверяющими, налогоплательщикуследует обязательно изложить позицию сначала в своей инспекции, а затем в ФНС России.

Обратите внимание: административный порядок обжалования решений налоговых органов обязателен для всех хозяйствующих субъектов. Фактически это означает, что даже если организация или предприниматель не видят «административных перспектив», хотя бы формально досудебные процедуры пройти все равно необходимо. Иначе суд просто не примет искового заявления. При этом нужно указывать все основания и эпизоды, по которым имеются разногласия с контролирующими органами.

В зависимости от уровня вынесшей сомнительное решение инспекции, это может быть:

· региональное УФНС России – если «первой инстанцией» была районная или межрайонная ИФНС;

· непосредственно центральный аппарат ФНС России – если «первой инстанцией» была межрегиональная инспекция по крупнейшим налогоплательщикам или если организацию не устроили результаты обжалования в региональном управлении.

У административного порядка обжалования есть некоторые преимущества. Среди наиболее существенных:

· относительная оперативность процедуры – как правило, рассмотрение спора занимает не менее 2-х месяцев;

· отсутствие возможностей у налоговой инспекции взыскать сумму доначисления до момента принятия «окончательного» решения вышестоящей инстанцией.

С другой стороны, рассчитывать на то, что все злоключения компании закончатся административным обжалованием, тоже не стоит. По данным статистики, сейчас в досудебном порядке получается разрешить не более 20% налоговых споров.

Совет из практики: ни в коем случае нельзя опоздать со сроком подачи административной жалобы, который составляет один месяц от момента получения соответствующего решения налоговой инспекции. Данный срок не может быть восстановлен. Как вариант, составленную в письменной форме жалобу, можно отослать посредством почтовой связи. Тогда моментом подачи будет считаться дата штемпеля на соответствующем отправлении.

В административной жалобе плательщик приводит следующую информацию:

· свои реквизиты;

· сведения об обжалуемом решении (в первую очередь, о налоговиках, его вынесших);

· аргументация и правовое обоснование, на основании которых хозяйствующий субъект просит отменить решение налогового органа.

Имейте в виду: налогоплательщику крайне желательно подтвердить свои доводы документами, а также положительными разъяснениями фискальных ведомств и сложившейся судебной практикой по данному вопросу.

Документы также следует представить хотя бы для того, чтобы впоследствии у судей не возникло вопросов, почему те или иные сведения не были подкреплены документацией еще на административном этапе.

Налоговые споры как они есть

К сожалению, наиболее результативным способом разрешения налоговых споров в России до сих пор остается поход в суд.

Имейте в виду: для сравнения, в европейских странах и США до суда решается примерно 80% конфликтов с фискальными органами.

В общем случае, у налогоплательщика есть 3 месяца на оспаривание решения инспекции. Данный срок исчисляется с момента получения письменной реакции ФНС России по итогам административного разбирательства.

Совет из практики: по статистике, у организаций раньше получалось выиграть по итогам разбирательств почти каждый второй судебный процесс по налоговым спорам. Но в силу происходящего экономического кризиса данный показатель, естественно, значительно снизился.

Для успешного оспаривания неправомерных актов необходимо обязательно запастись:

· разъяснениями фискальных ведомств и служб (прежде всего, Минфина России и ФНС России);

· положительной судебной практикой и аналитикой по предмету возникновения спора.

Обратите внимание: при разбирательстве не стоит пренебрегать и общими, доктринальными принципами и логикой налогового права – к примеру, экономической соразмерности или недискриминации. Даже если инстанции низшего уровня и окажутся равнодушными, то «прецедентные» суды к разумным доводам нередко прислушиваются. Бояться идти в Верховный суд тоже не надо.

Не стоит пренебрегать и сугубо процедурными моментами. Зачастую налоговыми инспекторами при проведении проверок нарушается установленный российским законодательством порядок. Достаточно распространенные «огрехи» контролеров – это нарушение сроков проверки и запрос сведений, не относящихся к предмету конкретного мероприятия. Помимо этого, налоговики могут провести несколько проверок по одинаковым основаниям, что также является недопустимым.

Резюме:

1. Выездные налоговые проверки проводятся на основании предварительно проведенного всестороннего анализа финансового состояния и налоговых рисков плательщиков, а также прогноза предполагаемых фискальных доначислений.
2. Налоговых инспекторов интересуют реальность контрагентов проверяемой компании и возможные потоки вывода финансовых средств через них.
3. При появлении сомнений, налоговики проверяют не только непосредственно контрагента, но и соответствующую «цепочку» организаций – зачастую до 5-й компании включительно.
4. При анализе и выявлении налоговых рисков обязательно следует учитывать критерии, которые содержат соответствующие приложения к приказу ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333.
5. На допросы во время проведения проверочных мероприятий могут быть вызваны не только руководители и главные бухгалтеры предприятий, но и рядовые работники – вплоть до секретарей и грузчиков. Более того, инспекторам ничто не мешает вызвать на допрос бывший персонал и даже родственников сотрудников.
6. Зачастую рядовые граждане ошибочно не видят разницы между вызовом на допрос по уголовным и налоговым делам.
7. При возникновении любых разногласий с проверяющими, налогоплательщику следует обязательно изложить позицию сначала в своей инспекции, а затем в ФНС России.
8. Административный порядок обжалования решений налоговых органов обязателен для всех хозяйствующих субъектов.
9. Плательщику ни в коем случае нельзя опоздать со сроком подачи административной жалобы, который составляет один месяц от момента получения соответствующего решения налоговой инспекции.
10. Налогоплательщику крайне желательно подтвердить свои доводы документами, а также положительными разъяснениями фискальных ведомств и сложившейся судебной практикой по данному вопросу.
11. На оспаривание решения налоговой инспекции в судебном порядке отводится еще три месяца с момента получения письменной реакции ФНС России по итогам административного разбирательства.
12. В суде не стоит пренебрегать и общими, доктринальными принципами и логикой налогового права – к примеру, экономической соразмерности или недискриминации.
13. Процедура проведения проверок зачастую нарушается налоговыми органами, что хозяйствующие субъекты нередко используют в суде.

Источник consultantpuls.ru