Число предпринимателей в стране сокращается: сейчас свой бизнес ведут только 2,4% населения (2,8 млн чел.), а еще в 2013 году таких было 3,7% (4,3 млн чел.). В том же 2013 году свой бизнес закрыли или продали 5 млн чел. Об этом свидетельствуют результаты совместного исследования Ассоциации российских банков (АРБ) и Института социологии РАН.
Есть и положительные тенденции: отношение населения к бизнесу продолжает меняться в лучшую сторону. В 2013 г. – 41%, а в 2015 г. – уже 49% респондентов высказали положительное отношение к бизнесу. Из тех, у кого этот позитивный настрой трансформировался в желание самому открыть свой бизнес, большинство ориентируются на сферы торговли и услуг (см. диаграмму на стр. 1). Каждая из них получила примерно по трети голосов респондентов, что, по мнению авторов исследования, можно объяснить тем, что эти сферы не требуют высоких компетенций. В сфере высоких технологий, например, собираются начать свое дело лишь около 3%, а в отраслях, ориентированных на импортозамещение, 1,5% предпринимателей.
“Сохраняющаяся популярность сектора торговли и услуг среди тех, кто планирует открыть свой бизнес, связана с низким входным барьером по сравнению с другими сферами, – отметил генеральный директор Экономико-правовой школы ФБК Сергей Пятенко. – Понятно, что открыть парикмахерскую дешевле, чем начать свой проект, например, в строительстве, – это разное количество денег. Делая ставку на сектор услуг, следует помнить, что есть услуги необходимые (медицинские, например), а есть те, от которых можно отказаться. И в кризис, конечно, люди начинают экономить на второй категории. Еще один аспект, который не стоит упускать из виду, это цикл окупаемости. Чем он больше, тем риски выше. Это тоже влияет на выбор сектора для открытия своего дела”.
Среди причин, препятствующих занятию бизнесом в России, на первое место респонденты поставили высокие налоги (59%), столько же обратили внимание на отсутствие стартового капитала. Потерять деньги боятся 45% опрошенных, а высокие административные барьеры и коррупция отпугивают 41%.
“В России маниакальная увлеченность крупными бизнес-проектами, а любая экономика имеет устойчивое развитие в условиях, когда соблюдены соответствующие пропорции между крупным, средним и малым бизнесом, – подчеркнул президент АРБ Гарегин Тосунян. – Необходимо радикальнейшим образом изменить отношение к малому и среднему бизнесу, потому что крупный бизнес сам решает свои проблемы”.
В приоритетах повышения привлекательности предпринимательской деятельности первостепенную роль, по мнению респондентов, играет снижение налогового бремени на бизнес (54%). Позитивно повлиять могли бы также повышение доступности финансовых ресурсов и доступности инфраструктуры, наличие квалифицированных кадров и др. Пока ситуация с доступностью заемных средств не очень настраивает на открытие своего дела. По данным ЦБ, во втором квартале этого года повысились требования банков к корпоративным заемщикам и обеспечению по выдаваемым им кредитам. При этом спрос в сегменте МСБ на долгосрочные кредиты превысил спрос на краткосрочные. На XIII Международном банковском форуме в Сочи председатель Комитета Госдумы по экономической политике, президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков отметил, что государство должно поддержать ресурсами региональные банки, которые ориентированы на кредитование малого и среднего бизнеса. “У крупных банков есть программы поддержки малого и среднего предпринимательства, но они опираются на фабрики кредитов. У малых и средних банков гибкий подход к клиентам, они могли сыграть свою роль в диверсификации экономики, – сказал он. – При этом им необходима ресурсная поддержка государства. В этом году посевную кампанию спасли малые и средние банки”. Аксаков предложил увеличить сроки кредитования МСБ до 3 и даже до 5-7 лет.
“В 2015 году на долю долгосрочных кредитов (свыше трех лет) пришлось лишь 11,1% общего объема выдач в сегменте МСБ за 2014 год, – отметил глава МСП Банка Сергей Крюков. – Ставки кредитования сегодня составляют 19-20% годовых, и это существенно осложняет и без того непростое положение бизнеса”. Сами банкиры подчеркивают: чтобы придать новый импульс развитию МСБ, надо начать с улучшения бизнес-климата. “Предприятиям МСБ должно быть комфортно работать, причем не один, не два, не три года, а много лет, – отметила советник председателя правления банка “Интеркоммерц” Елена Клишина. – Сегодня же мы видим картину, когда многие предприятия МСБ функционируют до трех лет. После этого многие просто-напросто перерегистрируют свои компании. Бизнес банков ориентирован на получение процентных доходов, и когда банки будут уверены в том, что предприятия будут работать не 2-3 года, а, скажем, более 7 лет, то банки без каких-либо сложностей будут выдавать им кредиты на соответствующие сроки”.