5 апреля 2018

На продукты питания предложили наносить маркировку

Письмо с перечнем товаров, которые могут подпасть под обязательную маркировку, Минпромторг послал в правительство в конце марта. Составить перечень в конце февраля поручил первый зампред правительства Игорь Шувалов, сказано в письме.

Перечень сформирован после обсуждения на заседании госкомиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции, пишет Минпромторг. Представитель министерства в среду не ответил на запрос, представитель Шувалова отказался от комментариев.

В перечень попали самые разнообразные товары: духи, шины, блузки и пальто, детское питание, рис, макароны, чай, кофе, консервы, продукты из мяса и рыбы, пиво, соки и минеральная вода, бытовая химия, постельное белье, молочная продукция. Обсуждения перечня идут постоянно, предупреждает федеральный чиновник, участвующий в них: это наиболее широкий из предложенных ранее вариантов, окончательного решения правительства нет.

Федеральная налоговая служба (ФНС) перечень в целом поддержала, рассказывает еще один чиновник. Представитель Минфина адресовал вопросы в Минпромторг, Минэкономразвития и ФНС не ответили.

Сейчас в России маркируются меховые изделия и действует пилотный проект маркировки лекарств с помощью меток DataMatrix; полностью он должен заработать с середины 2018 г. или с начала 2019 г., предупреждал министр промышленности и торговли Денис Мантуров. С июня начнется эксперимент по маркировке драгоценных металлов и камней. А с января пилот охватит и сигареты, правда, в среду Минздрав опубликовал поправки, откладывающие его на год.

Чиновники не раз говорили, что планируют расширить перечень маркированных товаров: о распространении системы на верхнюю одежду, блузки, сорочки, духи, колесные диски и фотокамеры в январе сказал Мантуров. Единая система маркировки товаров должна заработать с 2024 г.

Есть две концепции маркировки – физическая, когда товар чипируется, но перечень таких товаров ограничен, и документальная прослеживаемость товаров, которые ввозятся в страну, а затем дробятся на несколько партий, рассказывает другой федеральный чиновник, вторая система позволяет взять внутренний рынок под тотальный контроль. В перечень попали товары, с которыми проблемы на внутреннем рынке и у которых есть потенциал для импортозамещения, продолжает он: такие товары можно маркировать, главное – чтобы справился оператор единой системы маркировки.

В конце 2017 г. оператором назначен Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ), принадлежащий структурам совладельца USM Holdings Алишера Усманова, госкорпорации «Ростех» и управляющему партнеру Almaz Capital Partners Александру Галицкому. ЦРПТ сможет качественно, с соблюдением сроков и без привлечения бюджетных средств осуществить переход на сплошную маркировку большинства товарных групп, говорит представитель ЦРПТ: успешно проходит эксперимент по цифровой маркировке табака, готовится проект для обуви.

Как маркировать такие товары, непонятно: можно бирками с QR-кодом, а можно нанометками – зависит от стоимости товаров, отмечает один из чиновников.
Бизнесу перечень не нравится.

Ввести маркировку в такие сжатые сроки невозможно, с ассоциацией не консультировались, рассказывает исполнительный директор Ассоциации производителей парфюмерии, косметики, товаров бытовой химии и гигиены Петр Бобровский: потребуются серьезные расходы, которые пока сложно оценить, но измеряться они будут миллионами. Сначала необходимо обсудить это с индустрией, провести эксперимент, потом решать, делать ли маркировку обязательной, уверен Бобровский.
По оценкам топ-менеджера одного из производителей косметики и парфюмерии, из-за маркировки цены для потребителя могут вырасти до 10%.

Установка оборудования для маркировки на одной производственной линии, по предварительным подсчетам, обойдется в $1 млн, подсчитала пивоваренная компания AB InBev Efes. Таких линий на крупном заводе минимум 10, рассказывает директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям AB InBev Efes Ораз Дурдыев, это серьезная дополнительная финансовая нагрузка, а пивоваренный бизнес и так низкорентабельный.

Стоимость оборудования для маркировки лекарств – до 500 млн евро, сказал топ-менеджер крупной фармацевтической компании, это немного, а маркировка помогает сделать рынок более прозрачным, для лекарств это необходимо, в том числе чтобы отслеживать просроченные. Для продуктов питания маркировка не имеет такого смысла, уверен он.

Замруководителя исполкома Национальной мясной ассоциации Максим Синельников опасается, что нагрузка на бизнес будет слишком большой.

Прослеживаемость для продуктов животного происхождения необходима для обеспечения пищевой безопасности, для развития экспорта, эффективного контроля, рассуждает он, если есть риск, что партия может быть небезопасна, можно отозвать ее на любом этапе производства и продажи. Но с 1 июля начнет действовать обязательная прослеживаемость продукции животного происхождения на основе электронной ветеринарной сертификации (ЭВС) при помощи системы «Меркурий». Она также предусматривает специальную маркировку. Правильнее взять данные из системы «Меркурий» и интегрировать их с новой системой маркировки, если она будет применяться для продуктов, предлагает Синельников, иначе подорожает продукция.

Маркировка действительно будет дублировать ЭВС, согласен исполнительный директор Национального союза производителей молока Артем Белов. Затраты будут зависеть от того, в каком виде будет предложено маркировать продукцию, говорит он.

Не ясно, какую задачу решает маркировка пива: прослеживаемость продукции уже обеспечивает ЕГАИС, а доля фальсификата ничтожно мала, отмечает Дурдыев. Мала она и в производстве масел, уверяет исполнительный директор Масложирового союза России Михаил Мальцев. И хотя бизнес сам заинтересован в отслеживании продукции, чтобы понимать, на каких предприятиях переработано сырье, платит ли оно налоги, дополнительная маркировка повлечет затраты, а себестоимость товаров и цена продукции могут вырасти, предупреждает он.

 

Источник: https://milknews.ru/index/Minpromtorg-markirovka-prodovolstvie.html