В Госдуму внесен разработанный правительством законопроект, который вносит поправки в новый Закон “О бухгалтерском учете” и дополняет его двумя новыми понятиями: мнимый и притворный объекты бухучета. Нормы закона таким образом приводятся в соответствие с положениями Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при международных коммерческих сделках.
Новых правил, ужесточающих ведение бухучета, не вводится, в проекте прописываются лишь правила, которые препятствуют проведению неучтенных финансово-хозяйственных операций, использованию сфабрикованных, то есть по сути подложных документов при формировании бухучета, что в итоге нередко сказывается на его достоверности.
Напомним, что Россия присоединилась к Конвенции по борьбе с подкупом 1 февраля прошлого года. Положения этого документа обязывают к установлению правил, которые препятствуют созданию скрытых счетов, заключению и проведению неучтенных или сомнительных сделок, использованию фальсифицированных документов. Для этого в законопроекте используется терминология гражданского законодательства. Так, например, термины “мнимая и притворная сделка” общеприняты и содержатся в Гражданском кодексе, отмечается в пояснительной записке к законопроекту.
В соответствии с конвенцией поправками предусмотрено внесение изменений в статью 10 Закона “О бухгалтерском учете”, касающихся регистрации объектов бухгалтерского учета в его регистрах. В нем, в частности, предлагается зафиксировать нормы о недопустимости принятия к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие место факты хозяйственной жизни, мнимые и притворные сделки; регистрации мнимых и притворных объектов в регистрах бухгалтерского учета. При этом вводятся понятия “мнимый и притворный объект бухгалтерского учета”, которые по своему содержанию соответствуют понятиям “мнимая и притворная сделка”, определенным в статье 170 Гражданского кодекса.
Для снижения административной нагрузки по составлению бухгалтерской и финансовой отчетности для организаций инновационного центра “Сколково” законопроектом предусмотрены особенности ведения бухгалтерского учета. Так, система бухгалтерского учета для этих организаций включает в себя учет основных средств и нематериальных активов, который ведется по общим правилам бухгалтерского учета, и учет доходов и расходов, который ведется в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах для упрощенной системы налогообложения.
– Эти изменения назрели давно. Все термины, которые вводит законопроект, уже используются в повседневном обиходе. Если эти изменения будут приняты, для честных налогоплательщиков не изменится ничего. Тем более что проектом предусматривается введение соответствующего понятийного аппарата без каких-либо дополнительных санкций и новых видов ответственности. Предметом новелл являются правоотношения в сфере добросовестного формирования и ведения бухгалтерского учета, а не конкретная категория граждан или должностных лиц, – пояснил “РБГ” заслуженный юрист РФ Иван Соловьев. – Если мы говорим об ответственности за нарушения в сфере ведения бухгалтерского учета, то закон о бухучете устанавливает, что руководители организаций и другие лица, ответственные за организацию и ведение бухгалтерского учета, в случае уклонения от ведения бухгалтерского учета в порядке, установленном законодательством РФ, привлекаются к административной или уголовной ответственности. Соответствующие нормы, в той или иной степени затрагивающие данный вопрос, содержатся в Уголовном кодексе и Кодексе РФ об административных правонарушениях. Другие вопросы, поднимаемые проектом, пока должным образом не урегулированы и на восполнение данного пробела его нормы как раз и направлены.
– Сегодня некоторые компании в своей деятельности прибегают к заключению мнимых (сделки, совершаемые лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия) и притворных (сделки, совершаемые с целью прикрытия других договоренностей) сделок. Первопричина – достижение определенных экономических выгод, преимуществ. Так, изменение бухгалтерских записей может существенно повлиять на картину финансового положения компании, на ее бухгалтерскую отчетность и как результат улучшить представления о компании у заинтересованных партнеров, – говорит директор департамента налогового консалтинга интернет-бухгалтерии “Моё дело” Анастасия Моргунова. – Цель законопроекта привести в соответствие нормы закона о бухучете с положениями конвенции и Гражданским кодексом РФ, которые признают такие сделки ничтожными. Однако данная поправка не снимает всех вопросов в отношении “договорных сделок”. Кто будет оценивать факты мнимости и притворности сделок и как бухгалтеру узнать об этих событиях хозяйственной жизни, если он не должен допускать регистрации мнимых и притворных объектов бухучета в регистрах? На эти вопросы ответов законопроект не дает.
– Эти поправки можно отнести к разряду уточнений, а не кардинального изменения законодательства. В законодательстве и ранее был закреплен принцип достоверности бухгалтерского учета, предполагающий достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении (пункт 6 ПБУ 4/99 “Бухгалтерская отчетность организации”). Очевидно, что отражение мнимых и притворных сделок в бухучете исказит финансовое положение компании. Не исключено, что впоследствии могут быть приняты нормы, увеличивающие ответственность за отражение в учете мнимых и притворных сделок. Но такие меры коснутся недобросовестных лиц и однодневок, – считает руководитель юридического департамента АКГ “МЭФ-Аудит” Иван Чемичев.
“Российская Бизнес-газета” – Новое законодательство №886 (8).
6 марта 2013