Минэкономразвития подготовило пакет законопроектов, направленных на уменьшение административного давления на бизнес. Эти документы, которые в настоящее время находятся на рассмотрении в правительстве и вскоре должны быть внесены в Госдуму, устанавливают уведомительный порядок регистрации предприятия, четко регламентируют и одновременно ограничивают контроль и надзор за деятельности малых компаний, а также предусматривают еще целый ряд норм, облегчающих работу бизнеса. Обсуждению этого пакета законопроектов были посвящены совместные парламентские слушания Комитета ГД по экономической политике и предпринимательству и Комитета ГД по собственности.
О разработанных документах рассказала статс-секретарь – заместитель министра экономического развития РФ Анна Попова. По ее словам, малый бизнес как самый гибкий и инновационный сегмент экономики не может развиваться при значительных административных барьерах, «когда он несвободен», и подготовленные законопроекты направлены на обеспечение предпринимательской свободы в России.
Пакет содержит шесть законопроектов, ключевым из которых, по словам А.Поповой, является новая редакция ФЗ №134 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (134-ФЗ).
Замминистра напомнила, что этим законом регламентируется около 30 видов государственного контроля на федеральном уровне, еще 15 видов контроля регламентировано другими законодательными актами. К этому следует прибавить деятельность 30 федеральных и 85 региональных органов исполнительной власти, наделенных контрольно-надзорными функциями. В год в стране проводится более 20 млн проверок предприятий, на эти цели тратится 162 млрд рублей. «Существенные издержки несут и бизнес, и государство, а эффективность контроля оставляет желать лучшего», – подчеркнула А.Попова.
Изменить эту ситуацию должна новая редакция 134-ФЗ. Во-первых, сокращаются административные барьеры при открытии бизнеса: для ряда сфер вводится уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности. Среди таких сфер замминистра назвала гостиничный бизнес, оказание бытовых услуг, общественное питание, оптовую и розничную торговлю, перевозки пассажиров и грузов, то есть «те сферы, где сосредоточена большая часть малого и среднего бизнеса». Уведомление будет содержать исчерпывающий перечень требований, которым должен соответствовать субъект предпринимательской деятельности.
Кроме того, законопроектом регламентируется порядок проведения плановых проверок малого бизнеса: их можно будет проводить не чаще одного раза в три года. При этом предусмотрено преимущественное проведение документарных проверок. Плановые выездные проверки будут проводиться только в том случае, «если невозможно проверить соответствие требованиям в результате документарной проверки и если это предусмотрено административным регламентом». Кроме того, устанавливается максимально допустимое время для проведения выездных проверок: для малого бизнеса – 70 часов в год, для микропредприятий – 15 часов в год. Также существенно сокращаются основания для проведения внеплановых проверок: основанием будет являться информация об угрозе жизни и здоровью граждан, о возможном ущербе окружающей среде или о возникновении аварийной ситуации на предприятии. При этом внеплановая проверка в отношении малого и среднего бизнеса может проводиться только после согласования с прокурором субъекта федерации. Помимо этого, в законопроекте предусмотрен перечень нарушений контролирующих органов, при которых результаты проверки будут признаваться недействительными. Среди таких нарушений А.Попова назвала проведение проверки при отсутствии основания, отсутствие согласования с прокурором, отсутствие уведомления о проверке и осуществление проверки вне предмета обращения. Замминистра подчеркнула, что контрольные органы, допустившие эти нарушения, будут привлекаться к административной ответственности.
А.Попова сообщила, что новая редакция 134-ФЗ согласована со всеми заинтересованными министерствами и ведомствами и уже внесена в правительство.
Кроме того, Минэкономразвития совместно с МВД и другими федеральными органами исполнительной власти был разработан законопроект, исключающий из закона о милиции все непроцессуальные права органов внутренних дел, которые будут заменены на процессуальные нормы путем внесения изменений в КоАП, УК и другие законодательные акты. Кроме того, органы внутренних дел смогут проверять предприятия только при получении информации о совершенном или готовящемся преступлении.
В части сокращения административных барьеров при входе на рынок Минэкономразвития подготовило законодательную норму, отменяющую лицензирование и заменяющую его институтом страхования для шести сфер деятельности: морских грузоперевозок внутренним водным транспортом (5 сфер) и почтовых услуг. «То есть неэффективный механизм лицензирования заменяется механизмом страхования финансовой ответственности», – сообщила А.Попова, добавив, что «прорабатываются и другие сферы, которые пойдут по такому пути».
Наконец, еще одна новелла касается возможной замены обязательной сертификации декларацией соответствия. «При должном контроле за ведением бизнеса эта мера будет связана со снятием административных барьеров и с большей свободой для предпринимательства», – отметила замминистра.
Более подробно изменения, касающиеся деятельности органов внутренних дел, осветил заместитель руководителя правового управления МВД России Илья Кучеров. Он сообщил, что три из шести законопроектов так или иначе затрагивают полномочия представляемого им ведомства. Дополняя представленную А.Поповой информацию, он рассказал, что сегодня к непроцессуальным полномочиям органов внутренних дел относятся: осмотр помещений и транспортных средств, изучение документов, изъятие документов и образцов продукции и сырья и проч. Эти нормы планируется исключить из закона о милиции, отнеся их в процессуальную плоскость. По словам И.Кучерова, это будет способствовать повышению защиты прав и интересов предпринимателей.
В целом представитель МВД высказался о пакете законопроектов позитивно, как и присутствующие на заседании представители органов власти и предпринимательского сообщества.
Об отношении Москвы к этим документам сообщил исполняющий обязанности руководителя Департамента поддержки и развития малого предпринимательства г. Москвы Александр Карпов. По его словам, Москва и столичный градоначальник Юрий Лужков «принципиально поддерживают» предлагаемые изменения в законодательство. «В том виде, в каком поправки представлены, мы видим создание нового правового института защиты прав юридических лиц», – считает А.Карпов.
Тем не менее Москва предлагает ряд дополнений к разработанным документам, касающихся, в частности, уточнения полномочий органов исполнительной власти по контролю и защите прав предпринимателей. В частности, по словам А.Карпова, целесообразно было бы предусмотреть возможность такой функции властных органов, как координация контрольной деятельности.
Кроме того, он обратил внимание на важность увязать законопроекты с ФЗ о развитии малого и среднего предпринимательства в РФ, особенно в части деятельности предпринимательских советов при органах исполнительной власти. По словам А.Карпова, с этими советами, в частности, следует согласовывать планы проведения проверок бизнеса.
Позитивно к представленному пакету законопроектов относятся и предпринимательские союзы и объединения. В частности, в ходе слушаний принятие документов поддержали представители ОПОРЫ РОССИИ и Торгово-промышленной палаты РФ. В то же время у бизнеса есть ряд предложений и дополнений, которые он считает необходимым участь при доработке законопроектов. Как сообщил вице-президент ТПП РФ Сергей Катырин, при принятии новой редакции 134-ФЗ на федеральном уровне необходимо установить единую форму уведомления о начале предпринимательской деятельности, в противном случае «начнется творчество на всех уровнях». Кроме того, следует принять на три года план контрольно-надзорных мероприятий. Однако в целом предпринимательское сообщество разработанные Минэкономразвития законопроекты поддерживает.
ИА “Альянс Медиа”