26 января 2024

Маркетплейсам хотят ужесточить правила пересылки товаров

Нуждаются в защите
По данным Ассоциации компаний интернет-торговли, в 2021 году доля маркетплейсов от общего числа онлайн-продаж в России составляла около 40 процентов, в первой половине 2022-го — уже 47,9 процента, а в 2024 году, по прогнозам, приблизится к 54 процентам. С одной стороны, можно было бы порадоваться, так как продажи онлайн становятся более системными и комфортными, но с другой — увеличение масштабов организованной электронной торговли приносит проблемы.

Прошлогодние скандалы, возникшие между владельцами цифровых торговых платформ, их партнерами, сотрудниками и потребителями, показали несовершенство системы регулирования электронной коммерции. Поэтому депутаты разработали и внесли в сентябре 2023 года в Госдуму межфракционный законопроект, корректирующий взаимоотношения маркетплейсов с продавцами и владельцами пунктов выдачи заказов (ПВЗ). «Документ регламентирует наиболее острые вопросы, которые возникают в этой сфере, и в первую очередь он защищает интересы продавцов и владельцев пунктов выдачи товаров от произвола владельцев цифровых платформ», — ранее пояснял суть инициативы автор поправок, глава думской фракции «Справедливая Россия — За правду» Сергей Миронов.

В законопроекте говорится, что цифровые платформы должны предоставлять информацию об условиях договоров, заключаемых между маркетплейсом, продавцами и владельцами пунктов выдачи. Она должна в обязательном порядке размещаться на сайте маркетплейса.

«Хорошо известно, что цифровые платформы часто в одностороннем порядке меняют условия договоров и тем самым они нарушают интересы продавцов и владельцев ПВЗ. В связи с этим мы считаем, что условия договоров должны пересматриваться по соглашению сторон не чаще одного раза в год. При этом не менее чем за 30 календарных дней стороны должны уведомлять друг друга о намерении изменить условия договора», — цитирует пресс-служба председателя СРЗП.

Он отметил, что в этом документе должно четко указываться, по каким причинам маркетплейс может штрафовать продавцов и владельцев ПВЗ. В нем необходимо указать все возможные суммы штрафов, а прежде чем наложить их, цифровая платформа должна предварительно направить своим партнерам мотивированное письменное уведомление о принятии такого решения.

Есть еще одна важная проблема, считают авторы законопроекта: сегодня маркетплейсы распоряжаются счетами партнеров как своими. «С точки зрения и здравого смысла, и законодательства никакой вольницы у них здесь быть не должно, и поэтому мы предлагаем разрешить цифровым платформам списывать средства со счетов продавцов или ПВЗ только при наличии их письменного разрешения. Крайне важно также ограничить возможность маркетплейсов ограничивать доступ к личным кабинетам продавцов товаров или владельца ПВЗ», — указал Сергей Миронов.

Как пояснила нашему изданию Яна Лантратова, в настоящее время проект закона находится на стадии получения заключения Правительства. «Пока идет работа с Минпромторгом, уже провели две встречи, в которых также участвовали представители маркетплейсов. Обсуждение продолжается. У нас нет задачи навредить бизнесу, тем более столь востребованному. Но все же прежде всего мы ориентированы и будем отстаивать права людей. Нам надо защитить покупателей от некачественной, а порой даже и опасной продукции, от контрафакта», — отметила депутат.

Подробнее в ПГ: https://www.pnp.ru/economics/marketpleysam-khotyat-uzhestochit-pravila-peresylki-tovarov.html