15 января 2016

Малый бизнес запрограммировали

Созданная в мае прошлого года Федеральная корпорация развития малого и среднего предпринимательства (Корпорация МСП) наконец обрела конкретный план работы и целевые ориентиры на ближайшую трехлетку — они изложены в утвержденной программе деятельности на 2016-2018 годы. В условиях затягивания принятия правительством долгосрочной стратегии развития МСП до 2030 года корпорация стремится стать центром принятия решений в этой сфере, сосредоточив в своих руках финансовую, информационную и имущественную поддержку предпринимателей.

Совет директоров Корпорации МСП утвердил краткосрочную программу деятельности на 2016-2018 годы, о необходимости которой глава структуры Александр Браверман говорил с момента своего назначения в октябре прошлого года.

Прежде всего корпорация обещает обеспокоиться финансовой поддержкой предпринимателей и переломить прошлогоднюю тенденцию недоступности кредитов. По данным ЦБ, за девять месяцев 2015 года по отношению к такому же периоду 2014 года объемы кредитования снизились на 31%, ставки по кредитам составляли 16-17%. Программой предусмотрено финансирование предпринимателей с участием национальной гарантийной системы в объеме 460 млрд руб. за три года. Также корпорация (вместе с МСП-банком) обещает внедрить единый каталог гарантийных продуктов и программу, по которой малый бизнес сможет получать льготные кредиты под 11% годовых, средний — под 10% годовых.

Другой блок программы — формирование спроса на продукцию МСП через закупки госкомпаний. Корпорация намерена довести долю таких закупок с необходимых 18% в 2016 году до 25% в 2018-м, для этого обещан мониторинг закупок у 35 крупнейших госкомпаний. Еще в программе информационная поддержка (в том числе через многофункциональные центры, МФЦ). В частности будут обнародоваться данные о помещениях, доступных для аренды и покупки. Обещаны и “маркетинговые навигаторы” — число субъектов МСП, открывших и развивающих бизнес с помощью такого сервиса, должно составить к 2018 году 280 тыс., а число граждан, открывших свой бизнес с его помощью,— 600 тыс. человек. В планах и создание мобильного приложения “Единое окно предпринимателя”. К 2018 году около 7% бизнесменов должны будут получать услуги по принципу одного окна — в МФЦ и в электронной форме через портал услуг и сайт корпорации.

В своих макроэкономических показателях программа ссылается на госпрограмму “Экономическое развитие и инновационная экономика”, принятую властями в апреле 2014 года: по ней доля занятых в МСП к 2020 году должна увеличиться с нынешних 25% до 29% (19,5 млн человек), а количество малых предприятий — с 5 млн до 7,7 млн. Отметим, что разрабатываемая Минэкономики “Стратегия развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года”, по информации “Ъ”, вопреки обещаниям, так и не была утверждена до конца года и отправлена на доработку (с требованием первого вице-премьера Игоря Шувалова приложить к ней трехлетний план мероприятий). Впрочем, руководство корпорации такая задержка с “конкурирующей” программой вряд ли беспокоит, из ее планов следует, что эта структура намерена взять на себя всю ответственность за развитие МСП в стране.

Предприниматели, поддерживая программу “целиком и полностью”, называют ее планы “грандиозными и отчасти трудновыполнимыми” в условиях экономического спада. Напомним, в конце года премьер Дмитрий Медведев сообщил о решении правительства увеличить уставный капитал корпорации на 30 млрд руб. По состоянию на середину декабря корпорацией выдано 3,4 тыс. гарантий на сумму более 16,6 млрд руб. “Капитализацию самой корпорации необходимо будет увеличивать, чтобы финансовая поддержка предпринимателей приобрела массовой характер, ведь корпорация собирается предоставить широкую линейку финансовых продуктов. Всем нужно деньги, а их мало”,— сказал “Ъ” руководитель Центра экспертизы и аналитики проблем предпринимательства “Опоры России” Иван Ефременков.

Дарья Николаева
Подробнее:http://kommersant.ru/doc/2890896