5 октября 2015

Ломбарды удешевят деньги для малого бизнеса

Национальное объединение ломбардов запустило пилотный проект, благодаря которому ломбарды смогут получить финансирование от микрофинансовых организаций (МФО).

Новый механизм позволит упростить доступ к деньгам и для самих ломбардов, большинство из которых относятся к малому бизнесу, и для их клиентов – индивидуальных и микропредпринимателей. По данным Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), ломбардами пользуется около 10 % населения. Официально зарегистрировано 8 тыс. юридических лиц, но по оценкам участников рынка, «живых» из них около 4,5 тыс. У одного юридического лица может быть несколько точек – от одной до пятисот.

Общее количество розничных точек сегодня по всей России – около 10 тысяч. Для сравнения, это половина покрытия Сбербанка и четверть покрытия «Почты России». Президент Национального объединения ломбардов (НОЛ) Алексей Лазутин рассказал, что в проекте дорожной карты по развитию ломбардного рынка предполагается, что к 2019 году покрытие ломбардной сети будет такое же, как и у почты – около 40 тыс. точек.

Специфика ломбардного бизнеса в том, что более половины рынка – это микробизнес, т.е. одна розничная точка. Часто генеральный директор исполняет функции товароведа, главбуха, снабженца и т.д. Единственный источник финансирования для них – это собственные средства, банки такие ломбарды даже не рассматривают, кроме того, они не имеют права привлекать средства физлиц, не являющихся учредителями.

«Центральный банк России жестко ограничивает возможности ломбарда по привлечению финансирования физлиц, а коммерческие банки не кредитуют ломбарды из-за сложившихся негативных стереотипов, а также в силу того, что ломбард отнесен к четвертой категории риска, – отметил Лазутин. – Сегодня ключевая проблема работы ломбардов – необоснованно высокая стоимость фондирования, не соответствующая ни их доходам, ни уровню риска. Ее снижение позволит уменьшить и стоимость выдаваемых ломбардами ссуд, что благотворно повлияет на финансовую доступность, а также на активно кредитуемый ломбардами малый бизнес».

Основные риски ломбардов – операционные (низкоквалифицированные товароведы, которые неправильно оценивают залог, а также мошенничество со стороны персонала). А вот кредитный риск у ювелирных ломбардов, которых на рынке 90 %, стремится к нулю, уверен Лазутин. Клиенты делятся на три сегмента – 40 % выкупают залог, 30 % продлевают (то есть закладывают изделие и потом платят проценты, не выкупая) и 30% – это невостребованные залоги, то есть человек закладывает ювелирное изделие и не выкупает его. К нему не применяется никаких санкций, кредитная история не ухудшается, а ломбард может реализовать залог. Есть даже оптовый рынок – компании, которые скупают у ломбардов невостребованные залоги.

Общий портфель займов в ломбардах составляет 35 млрд. рублей (на конец I квартала 2015 года). Средний займ 5700 рублей. Большая часть клиентов – физлица, которым нужен займ на короткий период. Но часто, особенно в отдаленных регионах, в ломбарды обращаются ИП и микропредприниматели, которым срочно нужно пополнить оборотные средства, а других источников финансирования нет. В ломбарде можно получить деньги за пять минут, размер займа может доходить до 5 млн. рублей. Правда, предприниматели кредитуются как физлица, и посчитать, какова их доля в общем числе клиентов, невозможно.

По словам Лазутина, снизить стоимость фондирования ломбардов поможет изменение Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Ломбарды нужно включить в перечень субъектов, которые могут привлекать средства через механизм предпринимательского микрофинансирования.

«Для того чтобы быть готовым к появлению новой нормы, мы заключили соглашение о сотрудничестве с МФО, в рамках которого намерены обмениваться информацией о ситуации на рынке, а также вырабатывать общую методологию оценки и управления рисками при кредитовании ломбардов. В этом нам помогут несколько ломбардов – членов НОЛ, согласившихся принять участие в пилотном проекте», – добавил он.

Как рассказала главный исполнительный директор компании «Финотдел» Елена Фетисова, размер предоставляемого ломбарду займа составит до 1 млн. руб., а ставка – от 17,5 % годовых в зависимости от обеспечения. Для получения займа ломбард проходит предварительную аккредитацию и может получать деньги в форме транша на пополнение оборотных средств.

«Например, первый транш может составить 200 тыс. руб., далее ломбард начинает оборачиваться, выплачивать нам проценты, дальше мы его финансируем в рамках заявки, которая поступила», – пояснила Фетисова.

Погашение основной суммы долга происходит в конце срока, то есть ломбард может управлять своими средствами без существенной нагрузки. Пока в пилотном проекте будут участвовать десять ломбардов, но уже в следующем году их может стать в несколько раз больше. Из 4,5 тыс. работающих ломбардов более половины – это как раз маленькие предприятия, на которые и ориентирован проект.

Предпринимательский сегмент сегодня занимает достаточно большую долю рынка микрофинансирования, около 15 % от совокупного портфеля. Однако объем выдачи снижается, рассказал директор СРО «МиР» Андрей Паранич: если в 2014 году было выдано 2,5 млрд. рублей займов на развитие предпринимательства, то в первом полугодии 2015 года – 803 млн. рублей.

«Нас эта ситуация беспокоит, и мы стараемся всячески стимулировать МФО смотреть в сторону бизнес-сегмента, – отметил Паранич. – Регулярно проводим в т.ч. учебные мероприятия, на которых стараемся объяснить, как кредитовать малый бизнес, как можно на этом заработать».

На стимулирование предпринимательского микрокредитования направлена и политика регулятора: глобальная задача – чтобы доля МФО, работающих в сегменте бизнеса, была больше, чем тех, кто работает в потребительском сегменте. Однако пока на рынке преобладают компании потребительского сегмента, из членов СРО «МиР» только 18 МФО работают с бизнесом.