Участники рынка онлайн-торговли утверждают, что столкнулись с масштабными проблемами на региональном уровне: по их словам, местные регулирующие органы останавливают курьеров, не дают поставщикам добраться до распределительных центров и заставляют закрываться пункты выдачи заказов (ПВЗ). Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) заявляет как минимум о 2 тыс. случаев помех для работы курьеров и поставщиков за последние дни. Это происходит на фоне повышенного спроса на многие категории товаров, включая продукты и бытовую технику.
Участники рынка онлайн-торговли обеспокоены действиями региональных властей в условиях режима повышенной готовности и самоизоляции на фоне пандемии, рассказали “Ъ” несколько собеседников в крупных компаниях и объединениях. По словам одного из них, в ряде регионов в последние дни были случаи задержания или остановки курьеров. Грузовые автомобили поставщиков, которые идут на распределительные склады, останавливают на границах регионов, если они везут непродовольственные товары, говорит источник в одном из крупных онлайн-ритейлеров. Это связано с тем, что офлайн-ритейл, торгующий этой категорией, должен приостановить работу, тогда как онлайн-ритейл, исходя из распоряжения правительства, может работу продолжать. Однако часто апелляция к документу остается бесполезной, сетует собеседник “Ъ”. По его словам, наиболее болезненны подобные остановки на юге страны и в Центральном федеральном округе. Также представители бизнеса жалуются на принудительное закрытие пунктов выдачи заказов. «В ПВЗ в разных регионах творится кошмар, их силовым образом закрывают, курьеров задерживают»,— утверждает один из собеседников.
Регионы по-своему интерпретируют распоряжение правительства от 27 марта, разрешающее работу дистанционной торговли, сетует он. «Вопрос необходимо вынести на уровень правительства. Во-первых, утвердить единую форму пропуска для курьеров и поставщиков и понятную процедуру его получения. Во-вторых, еще раз дать разъяснение регионам, что дистанционная торговля разрешена, в том числе непродовольственными товарами, не только из списка первой необходимости»,— настаивает Артем Соколов. АКИТ известно по крайней мере о 2 тыс. случаев за последние дни, когда «создавались помехи работе курьеров и поставщиков». Проблемы характерны почти для всех регионов страны, их практически нет только в Москве, Московской области, Новгородской области и на Чукотке, отметил господин Соколов.
«В ряде регионов мы сталкивались с попытками закрытия ПВЗ из-за введенного карантина. После разъяснений представителей компании вопросы были урегулированы»,— сообщили в пресс-службе Wildberries. В «Яндекс.Маркет» (в группу входит маркетплейс «Беру») не стали комментировать ситуацию, в Ozon не ответили на запрос.
Несмотря на позицию правительства, в некоторых регионах выходят документы о необходимости приостановления работы, в Орске, Белгороде, Ижевске, Пензе, Тюмени были устные указания, рассказали в СДЭК. «Мы оспариваем местные решения: например, обжаловали постановление в Орске. Нашу жалобу удовлетворили»,— уточнили в компании. В ряде регионов местной властью введены дополнительные ограничения, подтверждает директор по маркетингу DPD в России Алексей Мерзляков. «В Башкирии, Удмуртии, Ставрополье, Хабаровске, Новгороде сотрудникам нужна справка по специальной форме, в Коми и Саратове требуется получить на сотрудников специальные пропуска, которые выдает региональная администрация, в Карелии, Краснодаре, Оренбурге необходимо обратиться к местному муниципалитету для включения в списки непрерывно действующих организаций, в Туве для междугородней перевозки грузов водители должны иметь командировочные удостоверения. Но мы понимаем важность мер и действуем в соответствии с ними»,— рассказывает он.
Большинство региональных властей вчера не предоставили комментариев. А например, в департаменте потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края пояснили, что организации дистанционной торговли, в том числе ПВЗ, действительно не подлежат закрытию или ограничению деятельности, но отметили, что с учетом запрета передвижения граждан по территории края с 31 марта возможности посетить такие пункты у жителей региона все равно нет. Жалоб от организаций интернет-торговли не поступало, подчеркнули в департаменте.
Глава комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга Кирилл Соловейчик не прокомментировал ситуацию, сославшись на занятость, его представитель оперативно не ответил на вопросы. Управляющий партнер ГК «220 Вольт» Алексей Федоров отмечает, что Петербург — один из наиболее «лояльных и вменяемых» регионов с точки зрения регулирования, но сейчас и там встречаются случаи, когда в ПВЗ приходят представители местной администрации и заявляют, что пункт не имеет права работать. Территориальный менеджер iGooods в Петербурге Александр Федоров говорит, что полиция и Росгвардия иногда останавливают автомобили курьеров, доставляющих продукты,— в основном это происходит в городе Мурино, который губернатор с 31 марта поручил закрыть на карантин. «Задержаний не было, останавливают в информационных целях, спрашивают, куда едут, проверяют документы, потом отпускают»,— уточнил господин Федоров.
Трудности на рынке онлайн-торговли происходят на фоне повышенного интереса россиян к удаленному заказу продуктов и еды. Так, в марте поиск доставок только из предприятий общественного питания в Москве вырос на 70%, в России — на 42%, говорится в исследовании сервиса 2ГИС (есть у “Ъ”). В феврале-марте в Москве и Петербурге более чем на 50% выросло число предприятий, доставляющих готовые блюда. Продажи продуктов действительно очень хорошо растут, как и бытовой техники, лекарств и спорттоваров для дома, отмечает партнер Data Insight Федор Вирин. В то же время в большинстве других категорий наблюдается падение, добавляет он. По данным Data Insight, с 25 февраля по 1 апреля среднее по крупнейшим онлайн-магазинам падение объема заказов в рублях достигло 20%.
Источник: https://www.kommersant.ru/doc/4311114