Налоговые власти все больше беспокоят проблема недобора налогов и выпадающие доходы от теневой деятельности участников рынка, говорится в докладе Всемирного банка (ВБ). Одним из эффективных механизмов борьбы с ней там считают доступ налоговиков к банковским данным и сокращение доли наличных платежей в экономике за счет онлайн-касс и поощрения доносительства, отмечая, впрочем, что прозрачность в идеале должна становиться частью культуры.
По оценке исследователей, теневой сектор составляет около трети мировой экономики. Выше всего этот показатель в Африке южнее Сахары (37,6% ВВП), в европейских и центральноазиатских странах с переходной экономикой он составляет в среднем 36,4% ВВП, в странах ОЭСР с высоким доходом — 13,4%. Под теневой экономикой в ВБ понимают все рыночное легальное производство товаров и услуг, намеренно сокрытое от властей для уклонения от уплаты налогов, социальных сборов, исполнения трудового и иного законодательства.
Неформальность экономики определяют такие факторы, как сложность налоговой системы, слабая или неэффективная работа налоговых служб, недостаток стимулов для проведения бизнес-трансакций и совершения платежей через банковские каналы, а также уровень доверия налогоплательщиков к властям (все это можно регулировать фискальной политикой и административными мерами). Вне компетенции налоговиков лежат более общие вопросы — состояние официальной экономики, рынка труда и качества госуслуг. При этом толерантность общества к теневому сектору, его несправедливая конкуренция с законопослушными игроками, препятствия для входа в «белую» экономику не только сокращают фискальные сборы, но и негативно влияют на справедливость налогообложения и качество управления.
Любая «антитеневая» стратегия должна быть плодом совместных усилий денежных, финансовых и экономических властей, отмечают в ВБ.
Отдельный вызов для налоговой политики представляет оборот наличных, облегчающий подпольный бизнес. Безналичный оборот — один из самых эффективных способов борьбы с этим, отмечается в документе, но процесс долгосрочен, а готовность участников рынка использовать безналичные инструменты напрямую зависит от доступности технологий, надежности банковской системы и объема издержек. Новые платежные возможности (как мобильные платежи) увеличивают долю безналичных расчетов, но их объем на душу населения остается низким, особенно в ритейле и в развивающихся экономиках.
Фискальная политика может как стимулировать переход на безналичные расчеты, так и ограничивать наличные. Самым простым методом, активно используемым в странах ОЭСР, остается лимит на сумму операций с наличными, но его эффективность в ВБ считают спорной. Лучшим подходом может стать установление более высокой налоговой ставки для наличных операций, особенно в сочетании со стимулированием безналичных платежей (речь может идти об отмене вычетов по расходам на коммерческую деятельность при уплате налога на прибыль или отказе от возмещения НДС при расчетах наличными). Для домохозяйств такими мерами могут выступать налоговые вычеты и кредиты при безналичных расчетах в ЖКХ — секторе, активно включенном в теневую экономику,— и поощрения при покупках товаров и услуг с помощью карт и банковских платежей. Необходимо стимулировать добровольное соблюдение требований и сокращать возможности от них уклониться, но это требует расширения доступа налоговых служб к банковской информации, против чего выступает банковский сектор.
В борьбе с теневым наличным оборотом налоговикам не стоит чрезмерно полагаться на электронные инструменты, вроде онлайн-касс, предупреждают исследователи. Технологии сами по себе не влияют на готовность бизнеса играть по правилам, а короткий всплеск числа фиксируемых трансакций необязательно повышает его добросовестность — если информатизация не является частью более широкой стратегии. Массовые махинации с электронными кассами свидетельствуют об уязвимости изолированного технологического подхода, отмечают в ВБ.
Еще одной проблемой остается готовность покупателей к сговору с недобросовестными продавцами и их незаинтересованность в получении чека, что затрудняет перекрестную проверку бизнес-трансакций. Решением (хотя и дорогим) может быть организация лотерей на основе чеков, но ключевой задачей должно стать воспитание потребителей — их следует приучать следить за оформлением чека и достоверностью информации и сообщать о нарушениях налоговым органам. Примером страны, где удалось заинтересовать граждан в такой схеме, в ВБ называют Россию — речь идет о верификации чеков через мобильное приложение. Впрочем, поощрение доносительства создает атмосферу постоянного напряжения и провоцирует ложные оговоры, отмечают исследователи — грамотная политика должна основываться на кооперации частного сектора, бизнес-объединений и СМИ в сочетании с расширением доступа налоговиков к данным и возможностям их обработки, поощрении добросовестности игроков, повышении эффективности правоприменения и улучшении налоговой системы.
Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3591671