Президиум Высшего арбитражного суда принял решение, согласно которому налоговики не могут проводить камеральную проверку компании и доначислять налоги, если налогоплательщиком не представлена налоговая декларация. Когда решение о неуплате налога принято на основании других источников, например как в случае, рассмотренном ВАС, на основании справки из банка, это считается нарушением законодательства.
Напомним, что проверки налогоплательщиков проводятся в двух формах: выездные и камеральные. Выездная проводится за определенный период, и, как правило, проверяются сразу все налоги. А камеральная проверка – на основании поданной налоговой декларации (основной или уточненной) с целью проверки правильности и обоснованности заявленных в ней сумм.
На минувшей неделе ВАС рассмотрел спор ИФНС по Иркут-ской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу и индивидуального предпринимателя Ирины Чекаловой. Налоговая инспекция приняла решение о взыскании с предпринимателя недоимки по налогу на добавленную стоимость, пеней и штрафов на сумму 17 тысяч рублей на основании проведенной камеральной проверки. Инспекцией было установлено, что налогоплательщик, работавший по системе упрощенного налогообложения, продал товар и выставил покупателю счет-фактуру на 83 тысячи рублей, из них 12,7 тысячи налога на добавленную стоимость. Но в бюджет эта сумма в нарушение налогового законодательства перечислена не была. На основании справок, полученных из банка, обслуживающего предпринимателя, инспекцией было принято решение о взыскании налога, а также пени и штрафа.
Арбитражный суд Иркутской области и апелляционная инстанция признали правоту налоговой инспекции. Но Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа встал на сторону предпринимателя. По мнению суда, не был учтен тот факт, что налоговый орган имеет право проводить камеральную проверку только при условии, что предпринимателем представлена налоговая декларация по этому налогу. Поскольку этот документ не был представлен налогоплательщиком, нет оснований для доначисления налога и тем более пеней и штрафов.
После продолжительного обсуждения президиум ВАС все-таки встал на сторону предпринимателя. Хотя, по мнению судебной коллегии, были аргументы и в пользу налоговиков. Так, в Налоговом кодексе закреплено за должностными лицами право в пределах своей компетенции осуществлять контроль посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков налога, проверки данных учета и отчетности, а также осмотра помещений и территорий, используемых для получения прибыли.
При этом налоговые органы вправе запрашивать из банка справки по операциям и счетам организаций и граждан, работающих как частные предприниматели. Таким образом, при камеральной проверке налоговый орган не ограничен только декларациями, представляемыми налогоплательщиком. И контроль может проводиться не только на основании налоговых деклараций и документов, представленных предпринимателем, но и других документов о деятельности налого-плательщика, попавших в распоряжение налоговиков.
По мнению экспертов, решение ВАС запретить беспричинные фискальные проверки – хорошая новость для налогоплательщика. Поскольку в противном случае налоговые органы получили бы права, не предусмотренные законодательством. Если бы ВАС согласился с мнением налоговиков, то в отношениях между инспекциями и налогоплательщиками могла появиться новая форма налогового контроля – камеральная проверка за определенный период, считают эксперты.
ИА “Альянс Медиа” по материалам “Российской газеты”
12 июля 2007