6 августа 2024

Как и где получить паспорт на отходы: инструкция для предпринимателя

Для многих бизнесов, особенно тех, что связаны с переработкой или производством, получение паспорта на отходы – необходимый шаг для легальной работы. Он подтверждает, что предприятие соблюдает требования экологического законодательства.

Паспорт на отходы – это официальный документ, в котором указываются характеристики и свойства отходов, образующихся на предприятии. Он содержит информацию:

 

  •  

    О типе отходов и их происхождении (мусор офисных и нежилых помещений, твердые бытовые отходы, строительные отходы и т.д.)

  •  

    Код вида отходов

  •  

    Состав отходов (химические и физические свойства)

  •  

    Сведения о предприятии (наименование или ФИО ИП, адрес)

 

По закону, паспорт на отходы должен получать любой субъект хозяйственной деятельности, который их образует. Требование касается не только организаций, но и ИП. Для классификации опасности отходов существует федеральный классификационный каталог отходов (ФККО).

Паспорт на отходы необходим:

 

  •  

    Производственным предприятиям независимо от размера и вида деятельности

  •  

    Торговым предприятиям, которые образуют отходы упаковки, пищевые отходы и др.

  •  

    Предприятиям общепита, где появляются пищевые и непищевые отходы, продукты с истекшим сроком годности

  •  

    Образовательным и медицинским учреждениям, а также офисным помещениям, где есть канцелярские отходы

 

Исключения могут быть для небольшого бизнеса, у которого нет отходов, подпадающих под действие экологического законодательства. К ним относятся отходы с низким классом опасности (V). Как правило, это бытовой мусор.

Однако предприятию также нужно сначала доказать принадлежность отходов к V-классу опасности, который освобождает от обязательной паспортизации. Для этого нужно пройти биотестирование и независимый аудит, согласовать их результаты в Росприроднадзоре.

Процедура получения паспорта на отходы не так сложна, как может показаться на первый взгляд. Достаточно придерживаться пошаговой инструкции.

Шаг 1. Определить тип и класс опасности отходов по классификатору ФККО. Если в нем нет нужного наименования, необходимо провести лабораторное исследование на предмет токсичности такого отхода.

К первому классу опасности относятся особо опасные и ядовитые вещества: ртуть, мышьяк.

Ко второму классу относятся отходы: кислоты, свинца, щелочи.

К третьему классу относятся нефтепродукты.

К четвертому классу относятся строительный мусор, бумага, металлы.

Шаг 2. Собрать необходимые документы, которые помогут определить компонентный состав каждого отхода, это могут быть технологические регламенты, лицензии на деятельность, договоры на утилизацию отходов и др. Например, для люминесцентных ламп достаточно данных завода-изготовителя.

Шаг 3. Заполнить паспорт каждого кода отхода. Помимо класса опасности, самого кода отхода и его компонентного состава, нужно указать способ происхождения отхода, его агрегатное состояние или физическую форму, данные о предприятии и фактический адрес.

Паспорт утверждает директор или ИП. Этот документ бессрочный, достаточно один раз оформить и предоставлять в случае проверки. Необходимо хранить паспорт, протоколы, договор на вывоз и утилизацию и акты на случай проверки предприятия. Также необходимо иметь на руках документы и материалы, подтверждающие отнесение отхода к конкретному классу опасности. Еще нужно вести журнал, чтобы фиксировать график вывоза отходов.

Кстати, для каждого вида отходов требуется отдельный паспорт, который нужно переоформить в случае изменения технологического процесса или вида деятельности. При этом с 2021 года не нужно направлять копии паспортов отходов в территориальный орган Росприроднадзора.

Источник: https://мсп.рф/services/news/detail/kak-i-gde-poluchit-pasport-na-otkhody-instruktsiya-dlya-predprinimatelya/