13 марта 2018

ИФНС отказывает в приеме декларации по НДС

На минувшей неделе Арбитражный суд Томской области принял решение о незаконности действий ИФНС, отказавшей компании в приеме декларации по НДС. И это уже не первое решение суда подобного рода.

Суть проблемы

Напомним, в последнее время налоговики стали массово отказывать налогоплательщикам в приеме декларации, требуя личного визита директора в ИФНС. Отказы приходят даже по нулевым декларациям.

Взволнованные бухгалтеры толпятся в налоговых инспекциях, пытаясь добиться справедливости. Директоров вызывают на допросы. Бизнесмены бьют в колокола, стараясь оповестить о проблеме широкую общественность.

Так, ИФНС по Томску отказалась принять у компании декларацию по НДС за 2 квартал 2017 года. Компания обратилась в суд, чтобы признать действия (бездействия) ИФНС незаконными и обязать налоговиков принять декларацию.

Позиция налогоплательщика

Декларация была отправлена по ТКС 24.07.2017. Но ИФНС ее не приняла. Полномочия подписанта декларации были оформлены с учетом всех требований законодательства, налоговым органом приняты все квартальные отчеты организации, кроме НДС и никаких законных оснований не принять эту декларацию у налоговиков не было, заявили в компании.

Проверка достоверности сведений в декларации не может проводиться на стадии принятия декларации, для этого предназначена камеральная налоговая проверка.

Неправомерный отказ в принятии декларации нарушает право организации, предусмотренное п. 1 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010г. №210-ФЗ на получение государственной или муниципальной услуги.

Добавим, что 26.07.17 компания представила еще одну декларацию, которая была принята. Однако в суде оспаривалась незаконность в приеме первой декларации, которая была отправлена своевременно 24.07.17.

Позиция налоговиков

Однако ИФНС не согласилась с доводами налогоплательщика и представила свои контраргументы:

Обществом представлена налоговая декларация, которая не отвечает принципам полноты и достоверности, организация обладает признаками «транзитной», участвующей в цепочке схемных операций, реальная финансово-хозяйственная деятельность не осуществляется. У фирмы отсутствует движимое и недвижимое имущество, по расчетному счету отсутствуют платежи, направленные на ведение хозяйственной деятельности.

Кроме того, 26.07.2017 Инспекцией налоговая декларация по НДС была принята, а значит, права компании не нарушены.

Отказывая в приеме декларации, налоговики ссылаются на п.28 Административного регламента ФНС, утвержденного приказом Минфина России от 02.07.2012 № 99н. Указывается на непринятие декларации по основанию: «декларация содержит ошибки и не принята к обработке».

 

Позиция суда

 

Суд не внял аргументам налоговиков. В решении суда по делу № А67-7436/2017 отмечается, что перечень оснований для отказа в приеме налоговых деклараций, исходя из положений Административного регламента, является закрытым и не подлежит расширительному толкованию.

В пункте 28 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме налоговой декларации (расчета):

1) отсутствие документов, удостоверяющих личность физлица, или отказ физлица предъявить должностному лицу, предоставляющему госуслугу, такие документы в случае представления налоговой декларации (расчета) непосредственно этим лицом;

2) отсутствие документов, подтверждающих в установленном порядке полномочия физлица – уполномоченного представителя заявителя на представление налоговой декларации (расчета) или подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), либо отказ указанного лица предъявить должностному лицу, предоставляющему государственную услугу, такие документы;

3) представление налоговой декларации (расчета) не по установленной форме (установленному формату);

4) отсутствие в налоговой декларации (расчете), представленной на бумажном носителе, подписи руководителя (иного представителя – физлица) организации – заявителя (физлица – заявителя или его представителя), уполномоченного подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), печати организации;

5) отсутствие усиленной квалифицированной электронной подписи руководителя (иного представителя – физлица) организации-заявителя (физлица – заявителя или его представителя) или несоответствие данных владельца квалифицированного сертификата данным руководителя (иного представителя – физлица) организации-заявителя (физлица – заявителя или его представителя) в налоговой декларации (расчете) в случае ее представления в электронной форме по ТКС;

6) представление налоговой декларации (расчета) в налоговый орган, в компетенцию которого не входит прием этой налоговой декларации (расчета).

В силу пункта 194 Административного регламента при приеме декларации проверяется правильность ее заполнения в соответствии с установленным порядком. В частности, проверяется наличие в налоговой декларации (расчете) следующих реквизитов:

1) для физлица: фамилии, имени, отчества (при наличии);

2) для организации:

а) полного наименования организации (ее обособленного подразделения, при наличии его наименования);

 б) ИНН, если иное не предусмотрено НК РФ;

в) вида документа: первичный (корректирующий);

г) наименования налогового органа;

д) подписей лиц, уполномоченных подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).

Доказательств несоответствия представленной декларации установленной форме (установленному формату), либо отсутствие усиленной КЭП руководителя организации или несоответствие данных владельца квалифицированного сертификата данным руководителя организации в налоговой декларации Инспекцией не представлено, а также не подтверждено, что в представленной декларации отсутствовали соответствующие реквизиты, указанные в пункте 194 Административного регламента.

По убеждению суда, обстоятельства, негативно, с точки зрения налогового органа, характеризующие налогоплательщика, не имеют правового значения на стадии представления налоговой декларации и не могут служить основанием для отказа в ее принятии, поскольку не указаны в качестве таковых ни в статье 80 НК РФ, ни в нормах Административного регламента, который содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в принятии деклараций.

Проверка полноты и достоверности сведений, указанных в налоговой декларации, строго регламентирована нормами НК РФ (статьи 88, 89, 101 НК РФ) и может проводиться только после принятия соответствующей декларации.

Арбитражный суд пришел к выводу об отсутствии у ИФНС по г.Томску правовых оснований для непринятия декларации налогоплательщика, в связи с чем соответствующие действия Инспекции признаны незаконными.

Между тем на данное решение суда налоговиками может быть подана апелляционная жалоба, что они скорее всего и сделают.

Именно так поступили в той же ИФНС по г. Томску после вынесения решения суда в пользу налогоплательщика Арбитражным судом по делу № А67-8529/2017.

В этом случае налоговики также отмечали, что компания, которой отказано в приеме декларации, не имеет материально-технической базой, необходимой для ведения финансово-хозяйственной деятельности,  обладает признаками «транзитной» организации, участвует в цепочках организаций «высокого риска», а показания руководителя о деятельности организации носят поверхностный характер.

Между тем, суд выводы инспекции относительно «поверхностных» показаний директора о деятельности организации, считает преждевременными и документально не подтвержденными. Ссылки налогового органа на то, что достоверность декларации и любого иного расчета может и должна быть проверена на этапе приема налоговой декларации не имеют правового обоснования. Действия ИФНС по г.Томску также были признаны незаконными, однако инспекторы не намерены сдаваться.

27 марта дело будет рассмотрено в апелляционной инстанции.

Источник: http://www.klerk.ru/buh/articles/472520/