22 июля 2021

Хорошая инициатива: освободить бизнес от уплаты имущественных налогов на период пандемии и других ЧС.

Когда из информационного пространства ко мне прилетает ссылка на законодательную инициативу, я в первую очередь смотрю на авторов, а затем спускаюсь вниз по комплекту документов до отзыва Правительства.
И если там написано, что «реализация положений законопроекта приведет к выпадающим доходам региональных и местных бюджетов, при этом источники их компенсации не определены. С учетом изложенного Правительство Российской Федерации законопроект не поддерживает», то можно в принципе дальше не читать.
Мало кто осмелится из Госдумы поднажать и пойти против Григоренко, Белоусова, Мишустина.
Там есть своя иерархия.
Понятное дело, если инициаторами документа выступают Клишас и Крашенинников, то закон со скоростью стрелы пройдет все стадии и быстро вступит в силу.
Если мелькает Единая Россия, то тоже можно сказать, что скорее всего прокат, хотя могут встретиться осложнения на пути.
Если инициатор Правительство, то все три чтения без комментариев обычно и документ в неизменном виде ложится на стол Президенту.
В общем, на этот раз так и было: «выпадающие доходы… «Правительство не поддерживает».
А инициатива-то неплохая, между прочим.
Явно была реализована в проекте под давлением общественности или каких-то бизнес-объединений.
Таки вот: проект закона предполагает внесение изменений в статьи 380, 394 и 406 НК РФ, предусматривающих ставку налога 0% по имущественным налогам (имущество, земля) по тем объектам, которые используются в предпринимательской деятельности, на период реализации на территории субъекта комплекса ограничительных и иных мероприятий, в том числе в условиях введения режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации.
То есть если региональные власти ограничили работу ресторанов, салонов красоты, фитнеса, детских комнат и других предприятий в связи с, например, ростом заболеваемости коронавирусом, то для них на период таких ограничений ставка налога на имущество и на землю будет равна 0%. По умолчанию, без срочного внесения разных поправок.
В пояснительной записке к законопроекту авторы рассуждают так: реализация проекта документа приведет к выпадающим доходам консолидированного бюджета, в том числе:
1. По налогу на имущество организаций в размере не более 68 млрд руб. в месяц.
2. По земельному налогу не более 16 млрд руб., в том числе:
– по земельному налогу организаций в размере не более 12 млрд руб. в месяц,
– по земельному налогу физических лиц в размере не более 4 млрд руб. в месяц.
3. По налогу на имущество физических лиц в размере не более 6 млрд руб. в месяц.
Сумма выпадающих доходов будет меньше с учетом распространения положений законопроекта на объекты налогообложения, используемые исключительно в предпринимательской деятельности.
В случае введения комплекса ограничительных и иных мероприятий на период одного квартала, направленных на приостановление (ограничение) деятельности на соответствующей территории отдельных организаций, выпадающие доходы консолидированного бюджета могут составить не более 270 млрд руб.
До хрена, конечно, для нашего бюджета. А уж что говорить про региональные бюджеты.
Первый зампредседателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Сергей Катасонов (ЛДПР), который внес законопроект в Госдуму, считает, что реализация законопроекта позволит поддержать предпринимателей, деятельность которых приостановлена и (или) ограничена в условиях действия ограничительных мероприятий, и высвободить денежные средства для выплаты заработных плат работникам.
При этом введение вышеуказанных норм в НК РФ позволит реализовать автоматический режим поддержки, без необходимости срочных изменений в законодательство.
Ну вот нет: здесь и сейчас выпадут доходы из бюджета, поэтому Правительство не поддерживает.
Шальная мысль промелькнула: а если эти налоги, которые предприятие не будет платить в период пандемических в том числе ограничений, оно же потратит на уплату страховых взносов? Вот сэкономило на налоге на имущество 100 тыс., и заплатило в виде страховых взносов эти 100 тыс. , то есть поддержало работников, их семьи, платежеспособный спрос.
Или чиновники думают, что сэкономленные деньги пойдут в кошелек предпринимателя, который и без этого раздут до невозможности?
Но что-то я не видела по телеффизору (хотя давно его не смотрю, что уж лукавить) предпринимателей или руководителей компаний МСП, у которых дома золотые унитазы с ёршиками и кровати с вензелями.
Вообще, опять из пушки по воробьям: тут льгота, там кредит, там цифровизация, здесь легкий старт, там кластеры, здесь брусчатка и клиентоцентричность государства, а стратегии по-прежнему как не было, так и нет.
И получается, что вроде как машину покрасили, чистенькая, а руль с колесами поставить забыли. Ехать -то куда?
Про КНД (контрольно-надзорную деятельность) говорят с осторожностью, как будто это священная корова. А она по факту и есть эта корова.
Про финкред молчат, как партизаны, реальных кредитов раздавать не торопятся, налоговую реформу тоже не делают и даже мыслей в ту сторону нет, разгонять экономику, чтобы зашевелился спрос, тоже не торопятся.
Сидим как в болоте и только иногда еле слышны голоса активистов, которые пытаются показать, что вообще-то мы в глубокой жопе.
Для любителей почитать первоисточник: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1217650-7#bh_histras