11 июля 2018

Губит бизнес не пиво…

Российские производители пива со вчерашнего дня переживают из-за нового законопроекта, который может обязать их уже с 2019 года маркировать свою продукцию, как это уже происходит с крепким алкоголем.

 

Минфин РФ предложил ставить на продукцию федеральные специальные или акцизные марки. Для этого нужно будет иметь лицензию или войти в реестр производителей. Пиво, пивные напитки, пуар и медовуха без маркировки станут нелегальными и их просто изымут из магазинов. Уральские пивовары, как и их коллеги в других регионах, уже назвали новый законопроект давлением на свой бизнес и «водочным лоббизмом», что в конечном счете может привести к резкому росту цен и закрытию крафтовых предприятий. 

 

Во сколько обойдется новое оборудование для маркировки пива, пока оценить сложно. По предположению компании InBev Efes, для нанесения маркировки на продукцию одной линии понадобится $1 млн. На одной из самых известных уральских пивоварен, Jaws, уверены, что для малых пивоварен такая сумма будет неподъемной. 

«Я абсолютно не представляю, как это будет выглядеть для самых маленьких пивоваров, у которых варочник — 500 литров и которые делают все вручную. Это все равно что дедушку, который лапти вяжет, обязать какую-то маркировку применить, из этой серии. В общем, к ремесленникам этот подход не применим. У нас в государстве этого пока что не понимают», — высказался по этому поводу управляющий Jaws Brewery Игорь Елсуков.

По его мнению, пивной рынок сегодня и так сильно зарегулирован. С этим согласен директор «Волковской пивоварни» и президент Ассоциации крафтовых пивоварен Craft Depot Алексей Аксель. Он заявил Znak.com, что оценивает законопроект «крайне негативно, как и всё, что делает в последнее время правительство в отношении пивоваренной отрасли — оно ее душит и уничтожает. 

Все это приведет к продолжающемуся падению пивного рынка, росту цен, издержкам производителей и закрытию очень большого количества малых крафтовых пивоварен, которые за последнее время стали интенсивно развиваться», — уверен Аксель.

 

Сама «Волковская пивоварня» находится в Мытищах и производит пиво по лицензии на мощностях «Московской пивоваренной компании». Такие крупные игроки, как МПК, отметил Аксель, естественно, смогут выйти из данной ситуации и будут клеить марки, если это потребуется. А вот небольшие производители, «наверное, не переживут этот законопроект».

К числу других отрицательных для пивоваров инициатив Аксель отнес попытку введения счетчиков для производителей менее 100 тыс. литров, предложение ввести лицензирование для пивоварен, введение понятия «пивной напиток» (по словам Акселя, его не существует ни в одной другой стране мира), запрет разливать пиво в тару более 1,5 литра, а также рост акцизов на пиво за несколько лет с 3 до 21 рубля с литра (эту сумму производитель платит государству). «Все это отображается на стоимости продукции. Видимо, идет целенаправленная работа по увеличению давления на производителей», — заключил он.

На сумму акциза в 21 рубль с литра пива жалуются и другие производители. По словам директора по продажам екатеринбургской пивоварни Melody Brew Александра Боболева, в Германии и Чехии акциз — 5-8 рублей на литр. Боболев считает, что Melody Brew, варочные мощности которой составляют всего 10 тонн, пока не должна попасть под действие нового законопроекта. В то же время, если его введут, на пивоварне задумаются о дальнейшем развитии производства. «Для небольших пивоварен, типа наших крафтовых, это непосильная задача. Нам хочется, естественно, расти и выходить на новые объемы, но пугает перспектива маркировки и еще большего регулирования отрасли», — поделился он.

Переживает из-за возможного удорожания производства и директор екатеринбургской пивоварни Royal Brewery Вадим Сильнягин. Тем не менее он отметил, что поддерживает борьбу с компаниями, которые «варят непонятную жидкость за 50 рублей и не платят за это налоги», и будет рад, если их не станет на рынке. Royal Brewery уже входит в реестр производителей, ежемесячный объем пивоварни — 20 тыс. литров. И Сильнягин был бы готов, к примеру, наносить на бутылки QR-код для идентификации пива. Но стоимость оборудования для маркировки его всерьез озадачивает.

«Если мы будем покупать еще и марку, все это ляжет на плечи потребителя — придется поднимать цены. Что в этом хорошего, я особо не вижу. А если еще, не дай бог, придется платить большие деньги за лицензию, то для меня это большой минус», — отметил Сильнягин.

 

В том, что маркировка «в любом случае приведет к росту цен», уверены и в «Полевской варне». «Если обяжут, поставим оборудование, но мы все перекладываем на конечного потребителя», — спокойно заявили в отделе продаж компании.

По мнению директора тюменской пивоварни Dogma (объемы производства — до 300 литров в год) Марка Шпильского, крупные заводы, в отличие от малого бизнеса, легко справятся с маркировкой. «Одно дело — в масштабах пивоварни „Балтика“ потратить деньги на перенастройку линии. Для них $1 млн ничего не значит. А для маленьких пивоварен, где даже 100 тыс. рублей на счету, это, конечно, будет очень тяжело», — уверен он.

Шпильский думает, что крупнейшие игроки рынка, занимающие 90% полок магазинов, при этом повысят отпускные цены максимум на 1-2 рубля. А большинство локальных производителей просто «уйдут в тень» и станут работать за наличку. «Во многих регионах, насколько я знаю, очень сложно все обстоит с получением каких-либо лицензий», — объясняет он. С крафтом, по его оценке, ничего особенного не произойдет — просто продукция подорожает на 3-5 рублей.

Саму затею с маркировкой пива Шпильский считает странной, поскольку, по его мнению, подделывать пиво нет смысла. «У нас очень давно лицензируется производство крепкого алкоголя. Сколько у нас в стране проблем с контрафактным крепким алкоголем и сколько — с контрафактным пивом? Я думаю, ответ очевиден. Водка — это примитивный продукт, спирт с водой, его даже подделывать не надо. А пиво — это технологический продукт, его надо варить и нет смысла подделывать. Всякая дешевая дрянь и так в разливайках продается безо всяких подделок. А подделывать фирменные сорта никто не будет — дистрибьюторская сеть такая, что такие случаи не исключены», — уверен директор пивоварни.

Шпильский разделяет мнение о том, что судьба законопроекта зависит от того, пивные или водочные лоббисты окажутся сильнее.

«Инициатива явно идет от производителей водки, — предполагает директор пивоварни. — Рынок алкоголя падает из года в год, они очень сильно борются со своими конкурентами, а конкуренты у них — пиво. С вином они худо-бедно разобрались, с таким курсом евро какое уж тут вино?». 

Отметим, что эта версия широко обсуждается интернет-сообществом и профильными изданиями. А телеграм-канал «НЕЗЫГАРЬ top news» прямо называет лоббистом документа конкретную компанию — «Русский стандарт».

 

Источник: https://www.znak.com/2018-07-05/biznes_predskazal_rost_cen_i_zakrytie_kraftovyh_zavodov_iz_za_zakona_o_markirovke_piva