6 апреля 2018

Говори номер счета! Прокуроры хотят знать банковские данные юрлиц и ИП

На рассмотрение в Госдуму поступил законопроект № 418364-7 от 19 марта 2018 года. Он предлагает предоставить прокуратуре право на доступ к информации, составляющей банковскую тайну, а именно к информации об операциях по счетам юридических и физических лиц.

Для этого предлагается внести изменения в часть первую статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности».

Планируется:

  1. Часть первую статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» изложить в следующей редакции:

«Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе: по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам; в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона проверять исполнение законов, а также запрашивать в кредитной организации справки по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по операциям, счетам и вкладам физических лиц; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 статьи 6 настоящего Федерального закона; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов».

  1. Статью 26 Федерального Закона «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 N 395-1 дополнить частью сорок третьей следующего содержания:

«Справки по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по операциям, счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией прокурору при осуществлении им возложенных на него функций в сроки и порядке, которые установлены законодательством о прокуратуре Российской Федерации».

Очень интересные обоснования придумали для этого законопроекта:

— на расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры РФ 15 февраля 2018 года. Президент, обращаясь к прокурорам, подчеркнул: «…Нужно повысить уровень координации с правоохранительными и контрольно-надзорными органами, которые выявляют нарушения законодательства в банках и кредитных учреждениях. Прошу решительно бороться с отмыванием преступных доходов и вместе с тем надежно защищать права вкладчиков и заемщиков… Прошу действовать здесь максимально решительно. В такой работе правоохранительные органы получат всю необходимую политическую поддержку …..».

— «…. сегодня перечень государственных органов, имеющих доступ к банковской тайне, составляет несколько десятков наименований. Так, в соответствии со статьей 26 Федерального Закона „О банках и банковской деятельности“ от 02.12.90 № 395-1 справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также физических лиц выдаются кредитной организацией: судам и арбитражным судам, Счетной палате, налоговым органам, Пенсионному фонду Российской Федерации, Фонду социального страхования Российской Федерации, органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов, органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве, должностным лицам органов, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность и т.д. и.т.п. ……»

Комментарий:

« Практически эту информацию и так уже раздают почти каждому уполномоченному встречному-поперечному, но только не прокурору. Законодательство о прокуратуре РФ, о банках и банковской деятельности не представляет прокурорам право получать справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан при осуществлении прокурорами их полномочий.

Разработчики данного проекта стыдливо умалчивают, что в большинстве случаев, справки по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по операциям, счетам и вкладам физических лиц выдаются только на основании судебного решения.

Конечно «обидно» за прокуратуру относительно такого странного ограничения её полномочий по сравнению с другими структурами. Но необходимо учитывать, что получение такой информации это специальное право, которым очень легко злоупотребить в корыстных и коррупционных целях.

Лично я считаю, что сама проблема, конечно, требует решения, но точно не такого. Возможно, лучше была бы альтернатива, которая используется в уголовном процессе — через санкцию суда. Для прокурора не будет большой разницы, куда посылать запрос — непосредственно в банк или в суд», – считает Николай Петелин, финансовый и налоговый консультант.

Но все-таки судебный контроль лучше, чем никакого контроля, даже за прокурором.

Источник: http://www.klerk.ru/boss/articles/473280/