Председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, академик РАН В.И.Кашин на заседании Государственной Думы 21 июля 2020 года представил к принятию в первом чтении проект федерального закона № 969591-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», направленный на развитие системы льготного кредитования в АПК
На сегодняшний день возможность взять льготный краткосрочный или инвестиционный кредит имеют сельскохозяйственные товаропроизводители, граждане, ведущие ЛПХ, крестьянские (фермерские) хозяйства, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие переработку сельхозпродукции при условии, что доля от реализации этой продукции в общем доходе хозяйства составляет не менее 70% за календарный год.
Законопроектом в этот перечень включаются также организации и индивидуальные предприниматели, которые только приступают к реализации инвестиционных проектов в АПК, то есть только начинают производство или переработку сельскохозяйственной продукции. Соответствие общему условию «70% доли дохода» они обязаны будут подтвердить лишь через 3 года после получения инвестиционного кредита. Кроме того льготные кредиты смогут получить также организации и индивидуальные предприниматели, которые принимают участие в реализации федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов (программ).
Почему это важно?
Потому что государственная поддержка сегодня, к сожалению, является единственным фактором, удерживающим доходность сельскохозяйственного производства в положительной зоне. А доходностью в свою очередь определяется инвестиционная привлекательность отрасли и, соответственно, потенциал наращивания объемов производства сельскохозяйственной продукции и повышения ее конкурентоспособности.
Средняя рентабельность сельскохозяйственных организаций в 2018 году составила всего 6,3%, а в 2017 году вовсе была на уровне 5,2%. И лишь благодаря государственной поддержке ее удалось ее вытянуть. С учетом субсидий рентабельность в 2017 году составила 11,9%, в 2018 году – 12,4%. Ситуация в 2019 году сложилась не многим лучше – средняя рентабельность 9,9%, а с учетом субсидий – 14,6%.
При этом в разрезе подотраслей наиболее сложная ситуация наблюдается в животноводстве. Рентабельность птицеводства составила 6,5%, овцеводства и козоводства – минус 8,6%, а хозяйств, занимающихся производством крупного рогатого скота – минус 32,2%!
Снижается число прибыльных организаций. Если в 2016 году таких хозяйств было 15,4 тыс., то к сегодняшнему дню их осталось около 13 тысяч.
Очевидно, что в текущих условиях капитальные вложения в основные фонды за счет собственных средств могут осуществлять лишь отдельные крупнейшие участники отрасли. Поэтому чрезвычайно важно укреплять и расширять действующие механизмы государственной поддержки АПК, создавая тем самым благоприятные условия для привлечения в отрасль новых хозяйствующих субъектов заинтересованных в реализации инфраструктурных проектов.
Важно напомнить, что Президентом Российской Федерации перед отраслью поставлена амбициозная задача – увеличить объемы экспорта продукции АПК и продовольствия к 2024 году до 45 млрд. долларов США. Речь фактически идет об удвоении нашего экспорта. При этом у нас есть Доктрина продовольственной безопасности, исходя из которой, мы до сих пор не вышли на должный уровень самообеспеченности по молоку, картофелю, овощам, фруктам и ягодам. К этому списку можно смело добавить мясо КРС.
Без обновления и модернизации производства, увеличения вложений в основные фонды, укрепления малого и среднего предпринимательства в сельском хозяйстве, обеспечить требуемый рост производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия не удастся.
Именно потому в законопроекте заложен большой потенциал, который необходимо развить, обеспечив еще большую доступность государственной поддержки организациям отрасли.
Видится необходимым предоставить доступ к льготным кредитам отраслевым научным организациям, осуществляющим в рамках своей деятельности производство сельскохозяйственной продукции, учебным и опытным хозяйствам. В свое время был седлан шаг, предоставивший им доступ к погектарной поддержке и поддержке на литр молока. Пора сделать и второй шаг, предоставив им возможность воспользоваться системой льготного кредитования.
Следует обсудить и корректировку общего правила о 70% доли в общем доходе. Такие рамки отсекают большое количество хозяйств, вынужденных выживать в условиях ничтожной рентабельности за счет переработки, торговли, и т.д. А ведь это множество малых и средних предприятий, фермеров, СПК.
Все эти вопросы будут подняты в рамках подготовки законопроекта ко второму чтению. Вопрос же увеличения объемов государственной поддержки будут поставлены при рассмотрении корректировок федерального бюджета на текущий год и проекта федерального бюджета на грядущую трехлетку.
Источник: http://komitet2-20.km.duma.gov.ru/Novosti-Komiteta/item/23066297