14 октября 2016

Госдуме предложили ввести наказания за обещание взятки

Третейским судьям готовят уголовную ответственность за использование полномочий «вопреки задачам своей деятельности». Единоросс Анатолий Выборный предложил Госдуме дополнить Уголовный кодекс РФ новыми статьями, согласно которым обещаний, предложений или просьбы принять, передать взятку или предмет коммерческого подкупа будет достаточно, чтобы стать фигурантом уголовного дела.

Депутат-единоросс Анатолий Выборный внес в Госдуму законопроект, разработанный в рамках выполнения обязательств России по имплементации положений Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию. Документ направлен на исполнение рекомендаций ГРЕКО (группа государств против коррупции), данных Российской Федерации по итогам третьего раунда оценки в нашей стране национального законодательства и практики борьбы с коррупцией по теме «Криминализация преступных деяний», говорит Выборный. Он напоминает, что на следующей неделе Россия будет отчитываться о выполнении рекомендаций. Документ также направлен в правительство РФ и Верховный суд РФ.

Согласно документу в УК РФ появятся новые статьи, предусматривающие наказание за обещание, предложение или просьбу принять либо передать взятку (ст. 291.3) или предмет коммерческого подкупа (ст. 204.3). Так, например, до года заключения со штрафом в размере пятикратной суммы подкупа или взятки будет грозить тому, кто пообещает, предложит или попросит принять их. За особо крупный размер обещания коммерческого подкупа будет грозить лишение свободы от трех до семи лет с 30-кратным штрафом, за обещание аналогичной взятки — до восьми лет заключения с аналогичным материальным взысканием в пользу казны.

Кроме того, Выборный предлагает дополнить УК статьей «Злоупотребление влиянием» (ст. 291.4). По ней будут наказываться незаконные передача, предложение или обещание (физлицу лично или через посредника) денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание  услуг имущественного либо неимущественного характера «с целью использовать его влияние на принятие решения должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации». За это будет грозить лишение свободы до двух лет со штрафом до десятикратной суммы взятки. Согласие физлица использовать свое влияние будет согласно проекту караться заключением до трех лет со штрафом до 15-кратной суммы взятки.

Адвокат бюро «Деловой фарватер» Антон Соничев считает положительной идею ввести наказания за обещание, предложение или просьбу участия в коммерческом подкупе или взяточничестве, а также за злоупотребление влиянием.

По словам эксперта, коррупционеров будет проще выявлять и для них останется меньше лазеек для обхода закона. При этом больше участников коррупционного сговора можно будет наказать, что должно уменьшить желающих в нем участвовать из-за повышения риска.

— Данные статьи устраняют те пробелы в законодательстве, которые затрудняют качественную борьбу с коррупцией и наказание за нее, — объясняет Соничев.

Профессор Финансового университета при правительстве РФ Иван Соловьев считает, что расширение перечня коррупционных преступлений прогнозируемо и может приветствоваться, так как чем больше детализации в этой сфере, тем ниже риски необоснованного привлечения к уголовной ответственности.

— Только в этот раз законопроект нацелен на более широкий круг лиц: не только и не столько чиновники, сколько иные лица, которые могут быть вовлечены в орбиту коррупционных рисков и возможностей, — говорит он. — При этом, конечно же, подпадающие под проектные нормы должностные лица коммерческих структур вряд ли будут в особом восторге от предложенных перспектив. Одно дело активно обвинять чиновников и правоохранителей в коррупционности, а другое дело самим соответствовать международным и национальным антикоррупционным стандартам.

Наказание за нематериальную взятку

Ужесточает проект наказание за дачу взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации (ч. 1 ст. 291). За это виновному будет грозить до четырех лет заключения, а не два года вместе со штрафом в размере от пятикратной до десятикратной суммы взятки. Это изменение — отнесение преступления к категории средней тяжести — позволит выполнить рекомендации ГРЕКО, говорится в пояснительной записке к проекту, согласно которым необходимо увеличить минимальный двухлетний срок давности за совершение такого преступления.

Также документ вводит институт нематериальной, неимущественной взятки, которая не поддается оценке, говорит Выборный. Для этого предлагается, в частности, скорректировать ст. 290 («Получение взятки»), по которой к таким преступлениям будет отнесено не только получение денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде оказания незаконных услуг имущественного характера, но и услуги «неимущественного характера», получение «неимущественных прав, иных неправомерных преимуществ». Аналогичное уточнение появляется и в статье о коммерческом подкупе.

Эти новеллы в пояснительной записке к проекту также объясняются необходимостью выполнить рекомендации ГРЕКО. По ним России «необходимо расширить сферу действия положений о взяточничестве УК РФ, чтобы они однозначно охватывали любую форму неправомерного преимущества, в том числе любые преимущества нематериального характера, независимо от того, имеют ли они поддающуюся оценке рыночную ценность или нет», говорится в сопроводительных материалах к проекту.

Уголовные дела без жалобы потерпевшего

Также Анатолий Выборный предлагает разрешить следователям и без жалобы потерпевших компаний возбуждать уголовные дела по статьям из главы 23 УК РФ («Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях»), в которой находятся статьи о коммерческом подкупе, злоупотреблении полномочиями и другие. Сейчас для возбуждения таких уголовных дел потребуется заявление руководителя этой организации.

Выборный также ссылается на необходимость корректив в связи с рекомендациями ГРЕКО. Сейчас бизнесмены не заявляют о таких преступлениях, говорит депутат.

— Получается, что человек, совершивший преступление, остается без наказания. Неважно, государственный это или частный сектор, если преступление совершено, то за него нужно нести ответственность. Безнаказанность, как правило, влечет другие преступления, — рассуждает единоросс.

Адвокат Соничев считает, что такая новелла способна «снизить уровень коррупции, когда нарушители избегают ответственности, если договорятся с пострадавшими компаниями».

Профессор Соловьев считает, что данное предложение требует глубокого анализа.

— Не далее как год-полтора назад как раз вовсю шли разговоры, что уголовные дела по ряду составов с ущербом и вредом (например, мошенничество) без наличия конкретного потерпевшего и его заявления возбуждаться не должны, — напоминает он.

Уголовные наказания для третейских судей

Кроме того, законопроект вводит уголовную ответственность для третейских судей, в том числе и для иностранных арбитров за использование своих полномочий вопреки задачам своей деятельности и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам. Сейчас наказание за такое нарушение предусмотрено для частных нотариусов и аудиторов (ст. 202 УК — максимальное наказание до пяти лет заключения). Выборный говорит, что «третейские судьи выпали из обоймы правового регулирования» в этом вопросе, а потому законопроект этот недочет исправляет.

Ответственный администратор Арбитражного центра Андрей Горленко обращает внимание на то, что новеллы законопроекта вызывают ряд вопросов, несмотря на, по всей видимости, благую цель, которую преследуют его авторы. Ст. 202 УК сейчас предусматривает ответственность за злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами, но статус у арбитра и нотариуса, аудитора разный. У последних он постоянный, а у арбитра временный — возникает у человека в момент его назначения для рассмотрения дела и прекращается после вынесения решения.

— Не очень понятно, кто такой «иностранный арбитр». Иностранный гражданин, и почему его выделяют в отдельную категорию? И где место арбитража должно быть, чтобы он стал субъектом преступления: в России или за рубежом тоже? Законодательство об арбитраже такой дифференциации (российский — иностранный) не содержит, — говорит Горленко.

— Также в арбитраже всегда есть выигравшая сторона и проигравшая, как правило, недовольная. Это повышает риск обращений проигравших сторон и последующих проверок, — считает он. В свою очередь, это может отбить желание у квалифицированных и профессиональных арбитров участвовать в арбитраже, опасаясь подобного давления. Всё это может существенно снизить привлекательность России как места арбитража, и споры российского бизнеса снова начнут «утекать» за рубеж.

Источник: izvestia.ru