22 июня 2020

Год на посту мэра Курска: успехи и поражения Виктора Карамышева

20 июня 2019 года решением депутатов КГС Виктор Карамышев был избран на пост главы города Курска. Прошел год. Что из предвыборных планов и обещаний стало реальностью, а что оказалось в долгом ящике? Мы обсудили год работы Виктора Карамышева с политологом Владимиром Слатиновым и попросили поразмышлять, почему самым популярным у курян стал вопрос: “А где мэр?”.

«Или я улучшу ситуацию в городе, или на моей политической карьере будет поставлен крест!» – с таким девизом экс-депутат Государственной Думы Виктор Карамышев решил баллотироваться в мэры Курска.

Секунда: Владимир Борисович, год – это достаточно, чтобы подводить какие-то итоги работы? Человек успел себя проявить?

– Первые итоги принято подводить через 100 дней. И если говорить о том, что срок полномочий главы города – пять лет, то год для оценки эффективности старта – вполне корректный срок.

Секунда: Старт удачный?

– Для Виктора Карамышева было важно вернуться в курскую политику на управленческую должность, потому что его амбиции простирались дальше, чем депутатство в Госдуме. Депутатство для него было максимально приемлемым вариантом на период работы команды Александра Михайлова. Приход Старовойта открыл новые возможности. И пожалуй, для Карамышева важным личным достижением стало появление в биографии именно управленческой строчки. Он умело использовал период работы в Госдуме для формирования связей и отношений. Поэтому вопрос об избрании мэром он решил, благодаря этому накопленному багажу. Как я понимаю, решение о его приходе на должность мэра принимал не Роман Старовойт, но со Старовойтом была достигнута договоренность. Как и с господином Смирновым
(замгубернатора Курской области – прим. “Секунда”), который претендовал на некоторое кураторство над городом.

ЦИТАТА ПО ТЕМЕ:

5 июля, 2019 года. Губернатор Курской области Роман Старовойт: “Мне приходилось все в ручном режиме делать, но теперь у нас есть Виктор Николаевич. А то я некоторое время мэром поработал в Курске. Теперь у нас Виктор Николаевич сможет подставить плечо. Мы работаем в одной команде”.

– И теперь мы видим интересный компромисс. Да, Карамышев стал мэром, но первым замом стал Николай Цыбин, который все-таки принадлежит к мощной влиятельной группировке областной администрации и конкретно господина Смирнова. И есть определенная конкуренция между командами.

смирнов 51437(Алексей Смирнов, Николай Цыбин, Роман Старовойт)

Это стало очень заметно в истории с выдвижением на праймериз в Курское Горсобрание Олега Малахова.

(Председатель реготделения “Деловой России” Олег Малахов, которого называли креатурой Виктора Карамышева, снял свою кандидатуру с праймериз после выдвижения ректора ЮЗГУ Сергея Емельянова, которого называют кандидатом от обладминистрации – прим. “Секунда”).

Попытка Карамышева проявлять некую излишнюю самостоятельность в этой истории была быстро пресечена. При этом репутационный удар был нанесен и новому руководству регионального отделения “Единой России” в лице Валерия Мелихова.

Поэтому внешние отношения Виктора Карамышева с областной властью выглядят благостными, но существует очевидная политическая конкуренция и попытка удерживать Карамышева в определенных рамках. И эта модель отношений с областью привела к тому, что органичной команды, скрепленной единством целей и пониманием, куда двигаться в развитии города, у мэра нет.

НЕ КОМАНДА, А КОНГЛОМЕРАТ ЛЮДЕЙ ИЗ РАЗНЫХ ГРУПП ИНТЕРЕСОВ

Секунда: Виктор Карамышев с самого начала говорил о необходимости реформировать структуру городской администрации. И действительно, в ноябре была презентована новая структура мэрии.

– Команды у города нет, есть конгломерат людей, представляющих разные интересы. С Цыбиным можно заметить даже внешние проявления конкуренции, о которой я говорил выше. И если Владимира Гребенкина (социалка) весьма условно можно назвать человеком Карамышева, то Эдуард Кудрявцев (экономика) совершенно очевидно делегирован областью. Он занимался доходами бюджета в области и продолжает заниматься этим в городе, хотя функционал зама гораздо шире. Он и не пытается встроиться в сеть городского развития. Это очень заметно в истории с Центральным рынком, когда Кудрявцев объяснял торговцам: “Вы не работаете, но налоги должны платить”. Как представителя команды Карамышева можно выделить разве что Наталью Бастрикову (внутренняя политика).

Виктор Карамышев реформировал систему управления и изменил структуру администрации. Но и прежняя структура, и кадровый состав сохранились в рамках инерционного сценария. Произошла перестановка местами структурных подразделений, их укрупнение или упразднение, не вписанное в стратегический план развития Курска. То есть нет стратегии, к сожалению, и нет команды, которая видит развитие города своей миссией. Структура управления косметически реформирована, но не выстроена, как инструмент миссии развития города, стратегия которого даже не сформулирована.

Нынешняя структура приспособлена лишь к решению текущих задач.

ФИНАНСЫ И ГОРОДСКАЯ СРЕДА.

“Секунда”: что получилось и что не получилось у Виктора Карамышева за этот год?

– Я бы выделил два момента. Самое главное достижение – договоренность с областью об увеличении доли налога на НДФЛ, перечисляемой в городской бюджет. Это дало около миллиарда рублей. Как я понимаю, договоренность была достигнута под приход Виктора Карамышева. При Михайлове и Овчарове город был обделен, и в плане межбюджетных отношений эти изменения можно назвать прорывом. Но, пожалуй, это и все.

Есть второй момент. Это принципиально иное отношение к городской среде. При всех недостатках того, что делается, мы видим, что город изменился. Но если с бюджетом – это однозначно прорыв Карамышева, то, что касается городской среды, это повестка всех губернаторов нового призыва. Поэтому здесь Виктор Николаевич скорее удачно попал в тренд региональный и даже федеральный.

масленица 9fbfb

Сказать, что он к этому не причастен, нельзя. Но и говорить, что он эту политику инициировал, тоже нельзя.

Если резюмировать, то стиль работы городской администрации при отсутствии стратегии – это (как и во многих городах России) реакция на проблемы.

Секунда: точечное реагирование.

– Именно. К сожалению, опережающего стиля работы, связанного с моделью социально-экономического развития и городского хозяйства, нам пока не предъявлено.

При этом есть очевидные промахи. Это и история с митингом предпринимателей против аренды на Центральном рынке, и повышение тарифов на содержание жилья. Понятно, что они были приняты до коронакризиса, ну и признайтесь в этом честно. Но вместо этого начинаются странные разговоры о том, что тарифы только для муниципалов, УК сами по себе, и вообще жители виноваты. Совершенно очевидно, что есть проблемы с публичной коммуникацией.

Есть попытка продвинуть историю с ТОСами, что-то в этом направлении делается, но это не заменяет наличие общей внятной линии развития экономики и городского хозяйства.

А ГДЕ ВООБЩЕ МЭР?

“Секунда”: Виктор Карамышев по стилю поведения и своим амбициям – ярко выраженный лидер, который хочет быть на виду. Но если почитать комментарии под новостями в соцсетях, то очень часто можно увидеть вопрос: “А где вообще мэр? Почему у нас везде разруливает только губернатор?”. Почему так происходит?

– Отличный вопрос. И я вам задам встречный: а вы много видите заместителей губернатора? Они как бы есть, но в то же время их нет. В регионе действует общая линия, согласно которой в публичном пространстве должен быть только губернатор. А Виктор Николаевич – игрок системный, за время депутатства он поднаторел в связях и в понимании необходимости занимать правильную линию поведения. Плюс ко всему он помнит свое низвержение в 2011 году при Михайлове, когда забрали сначала “Единую Россию”, а потом пост председателя Думы за то, что он, что называется, слишком рано стартанул. Карамышев выводы сделал. И теперь он старается придерживается модели доминирования губернатора в публичном поле и принимает то, что в городских делах он второй.

Как для игрока системы эта стратегия рациональна. Но с точки зрения общественности и среды, действительно, возникают закономерные вопросы: почему с городскими проблемами разбирается губернатор?

вопрос2 98755

вопрос a908e

– При этом мы понимаем, что мэрство – это тоже проходная точка в биографии, и политико-управленческие амбиции Виктора Николаевича идут дальше. И в этом смысле такое поведение – естественно. Но есть проблема: как на таких компромиссах выезжать дальше? Если нет цельной команды, нет четко выраженной управленческой линии, у населения возникает вопрос, почему первым по городским делам является глава региона, то это воздействует на оценки Карамышева как мэра.

И у него стоит выбор между системностью поведения и общественными и экспертными оценками своей работой. Он пытается пройти между Сциллой и Харибдой – с одной стороны, выглядеть очень системным, а с другой, – показывать свою работу для общественности. Карамышев больше играет по правилам системы. Но игра по этим правилам вызывает все больше вопросов.

“Секунда”: Я бы сказала, имиджево губит.

– Да, это его главное противоречие. При этом сам Карамышев считает, что его карьере больше поможет именно системность. Но это его выбор.

***********************************************

Завершив общение с экспертом, мы постарались выделить ключевые направления, по которым Виктор Карамышев работал в свой первый год на посту мэра Курска, и которые не были затронуты в разговоре с Владимиром Слатиновым.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ

Виктору Карамышеву досталась в наследство практически уничтоженная система городского общественного транспорта, которую блогер Илья Варламов емко охарактеризовал как “стаи нерестящихся ПАЗиков”. Острая нехватка современных вместительных автобусов, маршруточное лобби и медленно умирающий трамвай.

В своей программе развития города он прописал “умный общественный транспорт” и скоростной транспорт во все районы.

– Те маршрутки, которые сейчас есть, в большинстве своем не удовлетворяют жителей города. На основных магистралях должны быть автобусы большой вместимости. Маршрутки и ПАЗики должны быть на второстепенных маршрутах, – сообщил Карамышев в январском интервью.

Курск подал заявку по программе «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» на 34 автобуса и 25 троллейбусов. Эксперты отнеслись к ней с недоверием, так как заявка не была подкреплена документами транспортного планирования. В итоге она не получила одобрение.

Только в конце апреля Курская область заключила контракт с НИИАТ на разработку комплексной схемы организации дорожного движения (КСОД) и комплексной схемы организации транспортного обслуживания населения общественным транспортом (КСОТ) для Курской агломерации.

Сейчас прорабатывается вопрос о передаче Курску 60 подержанных автобусов и троллейбусов из Москвы. Новость была встречена негативно, поскольку в памяти курян еще свежи воспоминания о 20 трамваях, списанных Москвой и переданных Курску. Позже трамваи неоднократно ломались.

Из комментариев в соцсетях: “А эта техника будет такая же убитая, как и трамваи? И потом опять скажут, что на нее нет запчастей? Мэр сменился, подход к общественному траспорту остался прежним…”

Параллельно началось внедрение безналичной оплаты. До 1 июля это происходит в тестовом режиме. После этой даты без исправных терминалов на линию выпускать не будут. Система безналичной оплаты до сих пор вызывает много нареканий как у водителей, так и у пассажиров.

КУРСКИЙ ТРАМВАЙ.

Виктор Карамышев в интервью “Курской правде” 19 июня 2019 года: “Курский трамвай. Удручающая ситуация. Прежде всего, нужно советоваться с жителями. Открывать карты и говорить: как мы будем с этим?”

Главе города пришлось столкнуться с мощным общественным протестом против сокращения трамвайных маршрутов в городе. Все интернет-опросы единогласно показывали, что большинство курян выступают за модернизацию трамвая, а не за его сокращение. Были проведены публичные слушания.

Мэр сообщил, что в администрацию поступали предложения от потенциальных инвесторов по трамваю, в частности, по его запуску на Ленина. Потом разговоры об инвесторе затихли, а 6 февраля трамвайный маршрут №3 официально закрыли из-за низкой рентабельности.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТЕРРИТОРИИ

Из программы развития города Виктора Карамышева на 2020-2024 годы: создание спортивных парков, лыжероллерной трассы, легкоатлетического манежа, скейт-парка, хоккейных коробок открытого и закрытого типа и др.

Пока из заявленного не сдан ни один объект. Площадка для скейтборда должна появиться на Ермошкином озере к ноябрю, работы по строительству теннисной школы в парке КЗТЗ – на стадии расчистки площадки.

По репутации Карамышева по-прежнему бьет сквер “Изумрудный”, который он обещал курянам в период выборов в Госдуму. Вопрос с бизнесменом Анатолием Куракиным, который строит возле сквера наркологическую клинику, не решен. Сам сквер то и дело припоминают мэру – на днях там появился крошечный цементный пандус, который высмеяли в федеральных телеграм-каналах и пабликах.

В парке Дзержинского, который сдали еще в прошлом году, так и не открылись общественные туалеты. Контракт на обслуживание мэрия обещает заключить лишь в конце июня.

В планах обновление Боевой дачи. Сейчас мэрия увязла в скандале с владельцем лодочной станции на Боевке. Параллельно развивается частный проект – “Новая Боевка”, которую 21 июня посетили Роман Старовойт и Николай Цыбин.

Из плюсов – фонтан на Театральной площади, подаренный “Сбербанком”, летом пользуется популярностью у курян. Сама Театральная площадь реконструируется, работы пока идут в срок.

Горожане отмечают масштабные работы по озеленению.

ИНВЕСТОРЫ

Социальные сети Виктора Карамышева пестрят многочисленными поздравлениями по разным поводам. А вот о деловых встречах и переговорах глава Курска пишет скупо. За год – всего два поста.

Сентябрь 2019 года: встреча с представителями китайской компании “Ankai”, одним из мировых лидеров-производителей пассажирского транспорта.

– Планируем заключить с ними соглашение о приобретении 10 низкопольных автобусов. А в перспективе – создать в Курске представительство компании, центр крупноузловой сборки автобусов и сервисный центр. – сообщил Карамышев.

инвесторы 02e2d

Проект не реализован.

Август 2019 года: встреча с представителем компании ВЭБ-лизинг Андреем Ли и представителями регионального Агентства по привлечению инвестиций.

– Темой разговора стали перспективы модернизации городского пассажирского транспорта. Работа в этой сфере предстоит масштабная и сегодняшняя встреча – только её начало. К следующему разговору представители корпорации тщательно изучат текущую обстановку и подготовят свои предложения по развитию, – пишет Карамышев.

Больше об этой компании ничего не было слышно.

ПАРКОВКИ

Июнь 2019 года, Виктор Карамышев: “Надо провести тотальную ревизию всей земли, сделать там парковки, чтобы машины мы выводили со дворов. Должна быть особая программа по созданию парковок к домам старой застройки”.

Вопрос по платным парковкам в центре Курска не сдвигается с мертвой точки. Виктор Карамышев признал, что инвестиционный проект парковок провальный, но куряне по-прежнему вынуждены платить за них

Программа парковки для домов старой застройки не обнародовалась.

Начаты работы по созданию парковочных зон у медицинских учреждений.

ТУРИЗМ.

Июнь 2019 года. Виктор Карамышев: “Необходимо переводить туризм из социальной сферы в отрасль экономики. Должны быть показатели по оборотным средствам, по привлеченным туристам. Не социальщики должны этим заниматься, а экономика”.

При реформировании структуры городской администрации туризм снова был включен в комитет по делам молодежи и туризма. Глобальных туристических проектов в городе за прошедший год не реализовано.

СКАНДАЛЫ.

Отпуск в Танзании в марте, когда в мире уже бушевала эпидемия коронавируса, нанес удар по репутации Карамышева. Отдохнув за границей, мэр, которого горожане и так редко видят в эпицентре проблем, затем отправился на двухнедельный карантин.

картон 3a719

В июне случился затяжной больничный. Пресс-служба Карамышева утверждала, что речь шла об ОРВИ, а Виктор Карамышев на три недели вновь выпал из публичного поля, породив шутки и догадки в социальных сетях.

За год своей работы Виктор Карамышев умудрился дважды попасть в неприятные истории с объектами культурного наследия.

В апреле начался снос старинной усадьбы виноторговца Мальцева. В мэрии заверили, что здание не имеет исторической ценности, а на его месте появится сквер. Несмотря на тревогу общественности и краеведов, работы шли полным ходом. пока не вскрылся вход в старинные винные погреба (о существовании которых краеведы сообщали и раньше). Снос был остановлен личным вмешательством замгубернатора Смирнова.

Но уже спустя несколько недель мэр Курска снова наступил на те же грабли. Работы на офицерском кладбище на Мемориале начались без необходимого согласования с Управлением по охране объектов культурного наследия. В ходе ремонта надгробия были смещены относительно самих захоронений, а с родственниками похороненных офицеров забыли посоветоваться. И вновь ситуация повторилась: после серьезного общественного резонанса на место выехал глава региона и взял ситуацию под личный контроль.

Обожглась новая мэрия и на госзакупках. Журналисты обнаружили, что в разгар эпидемии коронавируса администрация города готовится приобрести две “Тойоты” на сумму около 4,5 млн рублей. А еще одна “Тойота” была куплена для мэрии Центральным рынком. Этот факт вскрылся в тот момент, когда предприниматели устроили митинг против кабальной аренды на муниципальном рынке.

Помимо публичных просчетов в работе городской администрации имидж Карамышева неоднократно страдал из-за семейного бизнеса.

Общественность припоминала ему и разруху на территориях возле зданий и центров, принадлежащих семьей Карамышевых. И огромный рекламный баннер комплекса “Семь слонов” Галины Карамышевой, который красовался на историческом здании в центре Курска.

Виктор Карамышев предпринял робкую попытку объяснить, что баннер закрывает “уродливое здание”, но вскоре реклама все же исчезла с улицы Невского.

Кроме того, главе города в соцсетях до сих пор указывают на то, что в тот момент, когда все мебельные комплексы Курска были закрыты из-за пандемии, мебельный центр Галины Карамышевой продолжал работать.

– Развитие города начнётся с того момента, когда мы все поймём, что правила игры они для всех, и здесь нет любимчиков, здесь нет своих и чужих. Здесь есть город и интересы его жителей, и есть чьи-то частные интересы. Вот частные интересы их нужно выводить за скобки. А интересы города и правила игры должны быть установлены раз и навсегда и для всех. Каких бы сфер этих не касалось: общественного транспорта, благоустройства, создания зон притяжения, рекреационных зон, которых у нас может быть достаточно, – Виктор Карамышев, интервью в июне 2019 года.

Надежда СУРГИНА.

Источник: https://sekunda.media/eksklyuziv/5233-godovshchina-mer