8 июля 2022

ФНС хочет получить право блокировать сайты, блоги, социальные сети и мессенджеры

Готовится проект закона о дополнении и уточнении функций ФНС по налоговому контролю за применением ККМ.

Предлагается статью 5 закона о налоговых органах дополнить новым пунктом, согласно которому запрещается фиксировать мнимые и притворные расчеты.

Справочно: под мнимым понимается фиксация несуществующего расчета, под притворным – расчет, фиксация которого была с целью прикрыть другой расчет.

Также предлагается переписать статью, описывающую предмет и мероприятия налогового контроля, и – святое – права ФНС при этом контроле. Здесь описываются мероприятия – какие они могут быть:
1) комплексная оперативная проверка;
2) контрольная закупка;
3) оперативный мониторинг;
4) наблюдение.

Что могут сотрудники ФНС делать при проведении контроля: проходить на территорию организации или ИП, получать доступ к ККТ, фотографировать, снимать кино и на видео или аудио, могут выносить предписание об устранении выявленных нарушений, а еще взаимодействовать с МВД и ФСБ.

Мероприятия оперативного контроля могут проводиться через осмотр и выемку, с привлечением эксперта, свидетелей, понятых, могут считываться фискальные данные, проверяться сведения и сверяться данные отчетов и других документов (каких? не написано. Всех, получается?!?), пересчитываться наличные.

И вот самое интересное в проекте документа. В случае неприменения ККМ налоговая служба может применять следующие обеспечительные меры:
1) ограничить доступ к информационным системам или ПО для ЭВМ, которые предназначены для распространения в Интернете,
2) заблокировать устройство для расчетов.

Что подразумевается под ограничением доступа? Это запрет доступа к ИС и ПО для ЭВМ, которые предназначены для распространения информации об организации или ИП в Интернете при соблюдении 3 условий одновременно:
1. На сайте или ином ресурсе есть возможность совершить покупку.
2. В течение года уже было такое нарушение.
3. Если сумма непробитых чеков составила 1 млн. руб. и более.

ФНС может ограничить доступ к доменному имени сайта, сетевому адресу, указателю сайта в Интернете, к ПО для ЭВМ, включая мобильные приложения, страницы в социальных сетях, блоги и т.п., и даже каналы и чаты, и мессенджеры.
Решение налогового органа об ограничении доступа к сайту и т.п. является основанием для включения сайта и сетевых адресов в реестр сайтов, содержащих информацию, распространение которой запрещено (ведает Роскомнадзор).
Указанные выше обеспечительные меры устанавливаются на срок до 90 дней.
Есть еще статья про ответственность за нарушение этого закона, если он таковым станет. Но вот неприятность: за нарушение привлекаются только организации и ИП. Налоговики не привлекаются к ответственности. Святые, видимо.

⏱Закон вступит в силу, если он понравится депутатам, с 1 января 2024 года.

💡Для любителей почитать первоисточник: https://regulation.gov.ru/projects#npa=129312