Федеральная антимонопольная служба (ФАС) пообещала наказывать компании, которые продают в России и за рубежом товары под одной маркой, но с разным составом. Об этом рассказали «Известия» со ссылкой на проект дорожной карты антимонопольной службы. В феврале 2022 года ФАС внесёт в правительство поправки в закон о конкуренции — они обозначат новую форму недобросовестного соперничества.
В ФАС отметили, что ответственность производителей за «двойное качество» должна быть повышенной. К написанию поправок служба планирует привлечь Минэкономразвития, Минпромторг и Роспотребнадзор, рассказала газета.
Ведомство также предложило запретить в России продажу товаров, состав которых за рубежом отличается, без специальной пометки. Производителей могут обязать указывать на этикетке, что продукт произведён для продажи в России.
Более того, регулятор выделит список товаров, состав которых в России и за рубежом будут постоянно сравнивать. Как минимум в список попадут продукты и бытовая химия. Предполагается, что ФАС будет искать отличия, которые производители допустили при изготовлении партий товаров для разных стран. Ведомство обратит внимание на наличие дополнительных или искусственных ингредиентов, замена или их дополнение: натуральных — искусственными, более дорогих — дешевыми и т.д.
Крупнейшие производители раскритиковали предложения ФАС. Они направили вице-премьеру Алексею Оверчуку письмо, в котором указали, что потребительские свойства товаров могут быть разными из-за различий законодательства ЕС и регулирования в ЕАЭС. Письмо подписали Ассоциация производителей фирменных торговых марок «Русбренд», Ассоциация производителей парфюмерии, косметики, товаров бытовой химии и гигиены, Союз участников потребительского рынка, Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) и другие.
По мнению производителей, на качество товара может влиять локальное сырьё. Предложения ФАС могут привести к тому, что продукты с пометкой «Сделано для продажи в России» будут восприниматься как товары с более низким качеством, но на самом деле это будет неправдой, указал бизнес.
Ранее «Секрет» рассказывал, что ФАС захотела обязать зарубежные бренды помечать предназначенные для России товары в начале 2021 года. Ведомство посчитало, что отечественные потребители зачастую ориентируются на глобальную репутацию бренда, когда делают выбор между продукцией мировых и российских производителей.
Так, в 2019 и 2020 годах штрафы и предупреждения от ФАС за «двойные стандарты» получили компании Henkel (стиральный порошок Persil) и Lindt (одноимённый шоколад и конфеты). Несмотря на то, что на их упаковке встречаются слова «стандарт», «традиции» и «качество», их продукция оказалась отличной от той, что предлагается на европейском рынке.
Российские власти задумали уравнять в качестве товары зарубежного и российского производства ещё в декабре. Поручение разработать механизмы контроля и сравнения продукции, которая продаётся и на внутреннем, и на внешних рынках, дал профильным ведомствам вице-премьер Алексей Оверчук.