10 апреля 2019

Энергетикам оставили свободу оборота

Возможные федеральные ограничения на их продажу откладываются.

 

Федеральные власти считают преждевременным введение ограничений оборота безалкогольных энергетических напитков. Обсудить вопрос в правительстве планировалось весной, но вице-премьер Дмитрий Козак поручил дополнительно проработать идею до конца года. Участники рынка надеются, что отсрочка означает отказ от инициативы, а ограничения на продажу энергетиков в регионах называют дискриминационными.

Глава Минздрава Вероника Скворцова в марте попросила вице-премьера Дмитрия Козака отложить рассмотрение вопроса о регулировании оборота безалкогольных энергетических напитков как минимум до декабря 2019 года. Об этом  рассказали два источника в отрасли, знакомые с предложением. По словам одного из них, до того вопрос о введении ограничений довольно активно прорабатывался и обсудить его на уровне правительства планировалось этой весной. Дмитрий Козак в конце марта поручил Минздраву, Минэкономики, Минфину, Федеральной антимонопольной службе (ФАС) и др. дополнительно проработать вопрос целесообразности введения на федеральном уровне ограничений на продажу безалкогольных тонизирующих напитков, сообщил представитель вице-премьера Илья Джус. Срок исполнения поручения — 2 декабря, добавил он.

Заместитель начальника контрольно-финансового управления ФАС Наталия Исаева сообщила, что в службе поддерживают решение о дополнительной проработке вопроса. «Меры по ужесточению регулирования оборота этой продукции должны разрабатываться на основе безусловных доказательств ее вреда для здоровья человека, которых в настоящее время не представлено»,— поясняет она. В Минздраве и Минэкономики не ответили на запрос. В Минфине не стали комментировать возможные ограничительные меры на продажу энергетиков.

Вопрос о необходимости введения ограничений оборота безалкогольных энергетических напитков на федеральном уровне периодически возникает в последние годы. Подобные инициативы в Минздрав и другие профильные министерства и ведомства поступают в том числе из регионов, где ограничения уже действуют, рассказывает источник в отрасли. Президент Союза производителей безалкогольных напитков Максим Новиков говорит, что сегодня оборот безалкогольных тонизирующих напитков регулируется в 42 субъектах РФ. Меры сводятся к запрету продажи несовершеннолетним, а также в медицинских, образовательных, культурных, спортивных и других учреждениях, поясняет источник в отрасли.

Господин Новиков считает подобные ограничения дискриминационными, так как они не затрагивают другие продукты, обладающие тонизирующим эффектом: кофе, листовой чай, шоколад и пр. При этом действующее законодательство уже устанавливает жесткие требования к содержанию кофеина в тонизирующих напитках (не более 400 мг на 1 л) и не позволяет использовать более двух тонизирующих ингредиентов в составе, добавляет он. Более того, указывает собеседник “Ъ” в одном из производителей, до сих пор нет исследований, доказывающих вред от употребления безалкогольных тонизирующих напитков, как и примеров положительного влияния от их запрета.

Энергетики — один из наиболее быстрорастущих сегментов на рынке безалкогольных напитков. По данным Nielsen, за 2018 году их продажи в России выросли на 33,7% в натуральном выражении и на 31,7% в денежном. Продажи всех безалкогольных напитков за тот же период увеличились на 9,8% и 11,8% соответственно. По оценкам Euromonitor International, в 2019 году оборот рынка энергетиков в РФ может вырасти на 16,8%, до 94,52 млрд руб. Крупнейшими производителями там называют PepsiCo (бренд Adrenaline Rush), Red Bull и Monster Beverage (входит в Coca-Cola). В компаниях не предоставили комментарии.

По словам одного из источников  в крупном производителе, ограничения на продажу энергетиков во многих регионах сегодня фактически не работают. Но, признает другой собеседник в отрасли, ряду небольших магазинов все равно проще вывести продукты из оборота, чем соблюдать закон и рисковать нарваться на штрафы. Кроме того, запреты на продажу несовершеннолетним лишают производителей энергетиков такого канала продаж, как вендинговые аппараты, что в любом случае приводит к убыткам, продолжает он.

 

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3938802