Общероссийская общественная организация «Деловая Россия», Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», Торгово-промышленная палата Российской Федерации и бизнес-омбудсмен Борис Титов подготовили обращение к премьер-министру Дмитрию Медведеву со своим вариантом требований к электронным площадкам для закупок госкомпаний.
На электронных площадках государственных компании разместили за первое полугодие 2015 г. заказ на 1,9 трлн. руб. – 24 % их закупок (оценка Минэкономразвития России). Зарабатывают площадки на обеспечении, которое вносит потенциальный поставщик, затем деньги размещаются в банках. Рынок почти не регулируется: нет требований к владельцу площадки, безопасности, устойчивости, отмечало Минэкономразвития. Количество площадок растет – со 120 в конце 2014 г. до более 150 в середине 2015 года. Но заказы распределяются неравномерно – 99 % всех закупок проводится на 57 площадках. На 21 площадке было всего по одной закупке. Из 65 крупнейших площадок 17 аффилированы с заказчиком, выяснило Минэкономразвития России.
Упорядочить рынок должен законопроект № 821534-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». 8 сентября 2015 г. он был одобрен к первому чтению Комитетом Государственной Думы Российской Федерации по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству. Законопроект предлагает Правительству определить процедуру отбора площадок.
«Отбор – это коррупция в чистом виде», – говорит генеральный директор «Тендерпро» Олег Умрихин, нужны понятные критерии.
«Такие изменения будут предложены ко второму чтению», – говорил ранее директор Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России Максим Чемерисов.
В обращении к Медведеву предложены такие требования: оператор площадки должен работать не менее двух лет, раскрыть выгодоприобретателей с долей более 51 % акций, иметь уставный капитал от 10 млн. руб. и такое же финансовое обеспечение.
Чемерисов считает требования к капиталу недостаточными: «Мы доверяем сотни миллионов рублей организации, уставный капитал которой 10 млн. руб., мы бы предложили 500 млн. рублей».
«Непонятно, зачем раскрывать выгодоприобретателей, если нет запрета на аффилированность заказчика или поставщика с оператором площадки – продолжает Чемерисов – Не предложены требования к финансовой модели, а нужно четко понимать, как и на чем площадки зарабатывают».
Не устраивают предложения крупнейших площадок и их более мелких конкурентов.
«Крупные площадки делают обязательным функционал, который есть у них, но в принципе не так важен», – считает Дмитрий Екимов из Российского аукционного дома. НП «Профессионалы электронного рынка» направили в Минэкономразвития России свою версию требований: например, 1 000 закупок за три года, раскрытие владельцев 25 % акций.