24 апреля 2019

Две трети россиян не хотят быть бизнесменами

Число россиян, желающих открыть свое дело, остается на невысоком уровне. Как показали результаты опроса (1 тыс. человек), проведенного аналитическим центром НАФИ по заказу Минэкономики, предпринимателями хотят стать 29% респондентов, а 67% такого желания не изъявляют. Такие данные коррелируют с результатами проведенного в феврале этого года аналогичного опроса ВЦИОМа — тогда 25% россиян заявили о желании иметь свой бизнес, а почти две трети (63%) сообщили о том, что не хотели бы заниматься предпринимательством. При этом 10% участников опроса сообщили ВЦИОМу, что у них уже есть собственное дело (в 2008-м доля таких людей была намного меньшей — 4%), таким образом, уровень предпринимательской активности в стране медленно, но все же растет.

Согласно опросу НАФИ, наибольший интерес к предпринимательству демонстрируют люди моложе 35 лет — практически каждый второй. Чаще задумываются о своем деле мужчины (каждый третий), среди женщин о желании заняться предпринимательской деятельностью заявила четверть опрошенных. При этом основная часть респондентов считает, что начать свое дело сложно (62%). Лишь 24% высказали мнение, что это легко. Гражданам, с их слов, для открытия своего дела не хватает финансовой грамотности (29%), знаний в области маркетинга (25%), юридических и экономических знаний (24% и 23% соответственно) и понимания рынка (22%).

Примечательно, что, как показывают результаты опроса (и что может быть особенно интересно его заказчику — Минэкономики), большая часть респондентов не знает о программах господдержки (58%). Известны они лишь 33% опрошенных. Наиболее известны респондентам такие формы госпомощи, как гранты и субсидии; их назвали четверть опрошенных. Также были упомянуты льготные кредиты (16%), снижение налогов и количества проверок (6%). Наиболее распространенными барьерами для развития бизнеса названы: налоговая нагрузка (47%), отсутствие стартового капитала (35%) и высокий уровень конкуренции (27%).

Интересно, что на основе этого и последующих подобных исследований Минэкономики планирует оценивать свою работу по нацпроекту «Малое и среднее предпринимательство» и выстраивать кампанию по популяризации предпринимательства.

 

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3953921