14 апреля 2023

Дробление или разделение бизнеса? Ваш выбор

Если мы говорим о дроблении как способе не платить НДС, потому что он как удавка именно в вашем виде деятельности, то я искренне считаю, что лучше дробиться, чем использовать «бумажный НДС».

Только для того, чтобы дробление не стало поводом походить по судам для попытки отвоевать с трудом заработанное, я предлагаю разделять дробление с деловой целью и дробление, которое преследует цель только платить налогов меньше. Именно поэтому я предлагаю как бы прочувствовать разницу между дроблением и разделением.

Здесь и далее под дроблением мы будем понимать умышленное разделение бизнеса только с одной целью – платить меньше налогов. Бояться делать бизнес посредством создания нескольких юрлиц не надо. И не стоит опасаться наличия в вашей схеме нескольких из совокупности признаков, указывающих на дробление.

Есть общие правила, есть общие для дробления признаки (их 17), но каждый бизнес, каждый предприниматель, каждый вид деятельности – они индивидуальны, неповторимы. https://kroosp.ru/tasks-and-functions-crail-in-gambling И предлагать вам универсальный подход для решения этой задачи я считаю неправильным. И опираться только на решение суда по этой тематике тоже нет смысла.

Главное, на что надо опираться – это, как говорит Владимир Константинович Тарасов – на твердое. Нащупать его, и потом действовать.

Создавая несколько юрлиц под розничную деятельность в разных районах области или в разных областях одного федерального округа, не забывайте про то, что каждое юрлицо должно иметь своего гендиректора (иначе вам придется доказывать, что вы как многоногий и многорукий Шива одновременно и в Урюпинске, и в Мурманске).

Ничего не будет плохого, если бухгалтерия будет одна, но все бухгалтеры должны получать зарплату от всех юрлиц группы и эта зарплата должна быть похожа на реальность, а не на фикцию в 0.1 ставки на каждом объекте.

И если будет вывеска одна, то это не критично, но тогда эта вывеска должна кому-то принадлежать (как торговый знак) и за ее использование надо платить рыночную цену.

Создавая несколько юрлиц под производство чего-либо, не забывайте, что каждое юрлицо должно и по факту, и де-юре находиться в обособленном пространстве, пусть даже в одном здании; у каждого из них свой гендиректор, который управляет предприятием. Особенно это важно тогда, когда практика делового оборота указывает вам, что на аналогичном предприятии совмещать руководство двумя юрлицами практически невозможно. Тот факт, что вы как собственник тоже чем-то управляете, не должен конфликтовать с обязанностями гендиректора, которые ему положены по уставу, который вы утвердили при создании или в виде новой редакции.

Лучше будет, если юрлица будут производить разную продукцию, а не одну. Хотя продавать по признаку кому нужен НДС в одну очередь, кому НДС не надо в другую допустимо, о чем свидетельствует судебная практика. Вот вам сразу дело, которое мы разбирали как раз по этой теме

https://t.me/doingbusinesstogether/3648 .

Ведь при наличии признаков самостоятельности и независимости каждого из юрлиц почему бы и не разделить покупателей по таким критериям?!

Выводя из бизнеса в отдельную структуру IT-подразделение, которому в силу закона пришел грузовик с конфетами (зачеркнуто) льготами, помните, что такое предприятие потребует отдельного штата сотрудников, обладающих определенными знаниями, навыками, дипломами, ему нужен учет налогов и доходов с расходами, а бухгалтеру надо платить и в рынке, у компании должен быть руководитель, который по-настоящему это будет делать, а не сидеть на даче, пока вы рулите процессами.

Доказать разделение бизнеса для целей оптимизации управления или распределения рисков (налоговые тоже, но не в первую очередь) проще, особенно если вы хотя бы на 80% обеспечили самостоятельность и независимость субъектов, чем пытаться объяснить, зачем вы купили «бумажный НДС» у компании, которая должна была копать от забора и до обеда, не имея при этом необходимых 30 сотрудников в штате для этих целей.

Чем вы объясните, что ваш поставщик или исполнитель, принимая от вас деньги за строительные работы, платил дальше за рыбу или подгузники, а руководитель компании получал официальную зарплату как диспетчер в Мослифте?

Работать на общей системе налогообложения, когда от тебя как от поставщика требуют НДС, можно.

Но лучше оставаться вечно на УСН и не расти или качественно разложить бизнес на несколько юрлиц, чем получить акт выездной на 40 листах, где будет расписано в красках какой вы нехороший, что пользовались «бумажным НДС».

Не надо нам такого роста.

Нам предприниматели нужны на свободе.

У нас очень много дел.

Нам импортозамещать надо.

Наталья Горячая