В АФК отмечают, что прозрачность рынка факторинга в сегменте малого и среднего бизнеса (МСБ) продолжает снижаться. В исследовании не приняли участие факторы, занимающие прочные позиции в сегменте (банк “ФК Открытие” (включая присоединенный Банк “Петрокоммерц”), Кредит Европа Банк и др.). Оценка реального объема факторинговых операций с МСБ осложнена также и тем, что факторы старались минимизировать риски будущих потерь, приостанавливая финансирование клиентов. По оценкам АФК, за пределами исследования около 17 млрд руб. оборота.
Совокупный оборот российского факторинга в январе-июне 2015 года составил 830 млрд рублей, доля сегмента МСБ в этом обороте составила 16%. По сравнению с первым полугодием прошлого года она сократилась на 4%. Клиенты сегмента МСБ оказались наиболее чувствительны к ужесточению риск-менеджмента факторов. В новых условиях последние не готовы удовлетворять растущий спрос на факторинговое финансирование.
Совокупный факторинговый портфель, сформированный клиентами сегмента МСБ, составил 42,4 млрд руб. (по состоянию на 01.07.2015). По сравнению с июлем прошлого года он потерял 37%. Что касается отраслевой структуры, по сравнению с первым полугодием 2014 года соотношение долей торгового, неторгового сектора и реверсивного факторинга с МСП-дебиторами в обороте сегмента по итогам января-июня текущего года практически не изменилось. Неторговый сектор составляет 47% (плюс 6 п.п. за год), торговый – 51% (минус 7 п.п.), “реверс” продолжает стагнировать – 1,5%.
В совокупном портфеле сегмента МСБ динамика торгового и неторгового секторов находится в диапазоне статистической погрешности, отмечается в обзоре. Это, как считают в АФК, может свидетельствовать о результативности программ поддержки факторинговых операций в неторговом секторе МСП Банком. Средства, выделенные в 2014 году, продолжили работать и в первом полугодии 2015 года. Аналитики считают, что в ближайшие 12 месяцев отраслевая картина сегмента начнет меняться вслед за либерализацией отраслевых условий предоставления фондирования со стороны МСП Банка.
“В отраслевой структуре преобладают по-прежнему такие традиционные для факторинга отрасли, как производство и продажа продуктов питания и строительно-отделочных материалов, – отметила директор дирекции инновационного развития НФК Дарья Николаевская. – Некоторые из компаний, несмотря на снижение платежеспособного спроса со стороны населения, увеличивают с помощью факторинга свои обороты, пользуясь тем, что ряд компаний рынок покинули – ниши освобождаются, и происходит перераспределение рынка”.
За отчетный период услугами факторинга воспользовались свыше 3 тысяч малых и средних компаний и индивидуальных предпринимателей, что составляет 61% от совокупной клиентской базы рынка (около 6100 компаний). В сегменте малого и микробизнеса на одного клиента за 6 месяцев 2015 года приходится от 9 до 49 млн руб. оборота, в сегменте среднего бизнеса – до 200 млн руб. В портфелях факторов задолженность клиента, представляющего миро- и малый бизнес, находится в диапазоне от 3 до 17 млн руб. (на 01.07.2015), средний бизнес – до 117 млн руб.
“Спрос на факторинг со стороны МСБ в I полугодии в первую очередь связан с ограничением доступности источников финансирования, – отметила Дарья Николаевская. – В связи с ужесточением условий кредитования, а также с сокращением сроков отсрочки платежей со стороны поставщиков многие предприятия столкнулись с проблемой нехватки ликвидности. Это привело к тому, что компании сегмента МСБ, которых эти проблемы коснулись в первую очередь, стали искать новые источники финансирования, к числу которых относится и факторинг”. Кроме того, добавила эксперт, отдельные компании осознанно отказались от кредитов в пользу “быстрого” и “гибкого” финансирования.