Россия готовится к выборам президента. Как смена власти отразится на российском бизнесе? Чего ждать предпринимателям? Как отреагирует на выборы экономика и финансовые рынки? На эти и другие вопросы в ходе интернет-конференции ответил глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин.
В: Насколько коррупция мешает бизнесу?
О: Коррупция относится к числу наиболее сложных проблем для бизнеса. Масштабы бедствия пугающие. По заказу РСПП ВЦИОМом проведен опрос по состоянию делового климата, часть вопросов касалась проблемы коррупции. В качестве наиболее острой ее назвали 43% опрошенных предпринимателей, и по частоте упоминания она уступила только дефициту кадров и налогам. При оценке взаимодействия бизнеса и власти высокий уровень коррумпированности отношений отметили 56% предпринимателей.
При проверках компании регулярно сталкиваются с требованиями со стороны проверяющих предъявить слишком большое число документов, что не предусмотрено законом, проверки проводятся слишком часто, и нередко проверяющие прямо или косвенно говорят о необходимости оплатить свои «услуги».
В отношении причин слишком активного распространения коррупционных отношений мнение бизнес-сообщества разделилось, но 50% считают, что главная причина – принуждение к коррупции со стороны чиновников. «Очаги» коррупции – правоохранительные органы (43%), местные органы власти (39%) и территориальные подразделения таких федеральных ведомств, как налоговая инспекция, ФАС, СЭС, пожарная инспекция и т.д. (33%).
Позитивный момент – в рамках опроса большая часть бизнесменов (47%) назвала более эффективным использование именно легальных механизмов взаимодействия, таких как лоббизм, участие в политической жизни страны через выборы, финансирование партий и т.д.
В: Почему нельзя понизить налоги на российских производителей продукции (особенно в малом и среднем бизнесе)?
О: РСПП всегда считал, что снижать налоговое бремя на российскую экономику не только можно, но и нужно. Да, в первое время после принятия соответствующих мер доля налоговых доходов может снизиться. Но это не просто отказ государства от части налоговых доходов, это передача высвободившихся средств предприятиям на инвестиционные цели.
Кроме того, такие меры будут способствовать развитию внутреннего производства, а значит и расширению налогооблагаемой базы и, как следствие, увеличению налоговых поступлений.
Наверное, не совсем корректно говорить о применении этих льгот только малым или средним бизнесом. Я считаю, что стимулировать надо определенный вид деятельности (инновационный, инвестиционный), которым могут заниматься разные предприятия. Это обеспечит адресность льгот.
Рад, что соответствующий подход отражен в выступлении Президента РФ на заседании Госсовета и выступлении Д. Медведева на форуме в Красноярске.
В: Когда будущее российской промышленности перестанет зависеть от выборов?
О: Можно считать, что будущее российской промышленности не зависит от выборов в положительном смысле этого слова. Для бизнес-сообщества очень важна преемственность курса реформ, стабильность. Стабильность не означает «застой», она означает определенность перспектив. Соответственно, голосуя за кандидата в президенты, необходимо понимать не только то, что планируется сделать в течение ближайших четырех лет, но и цели, задачи и инструменты их достижения на дальнейшую перспективу.
Судя по выступлению первого заместителя председателя Правительства Российской Федерации Д. Медведева на Всероссийском форуме промышленников и предпринимателей, который был проведен РСПП в Краснодаре 31 января 2008 г., и на IV Красноярском экономическом форуме, такая стабильность будет обеспечена.
В: Будут ли приняты законодательные меры по ликвидации многократного взиманию НДС?
О: РСПП не просто осознает значимость “проблемы НДС”, мы находимся в постоянном диалоге с Минфином в отношении путей реформирования этого налога. Благодаря нашей активной позиции сегодня ни у кого, в том числе и у Минфина, нет сомнений в необходимости реформирования НДС.
Надо ли отменять НДС? Не очевидно. Считаю, что его реформирование должно вестись по двум направлениям: радикальное снижение ставки вплоть до 10%, что скажется в первую очередь на перерабатывающих отраслях, а также упрощение процедур его расчета и взимания, так как администрирование НДС сегодня чрезвычайно затратно. Необходимо также решить проблему обложения НДС авансов.
Наши предложения мы рассмотрели на заседании рабочей группы при Совете по конкурентоспособности и предпринимательству 13 февраля. Поддержки Минфина пока нет, но зато первые лица государства с нами.
Про снижение НДС: РСПП будет настаивать на этом, но, конечно, не ранее 2009 года.
В: Будут ли снижены налоги для предприятий малого и среднего бизнеса? Снизится ли НДС?
О: Про снижение НДС: думаю, после соответствующего заявления Президента РФ и кандидата в президенты это неизбежно. Вопрос в том, насколько и когда. Считаю, что снижать ставку НДС надо радикально и как можно скорее, поскольку, во-первых, в настоящее время существует благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура, а, во-вторых, необходимость преодоления экспортной зависимости нашей экономики просто не оставляет нам выбора. Необходимо также помнить о том, что эффект от принятия соответствующих мер наступает не сразу.
В: Оцените, пожалуйста, возможность появления в России института особых экономических зон, направленных на развитие малого и среднего бизнеса (так называемых предпринимательских зон).
О: На данный момент законодательно определены все возможные типы особых экономических зон, и создание так называемых предпринимательских зон не предусмотрено. Речь идет о видах деятельности, которые может осуществлять резидент ОЭЗ. Наверное, это правильный подход. Однако создание и деятельность ОЭЗ идет пока, конечно, достаточно медленно.
В: Последние годы развитие многих отраслей промышленности проходит путем созданию крупных государственных корпораций (интегрированных структур). Как Вы оцениваете этот процесс? Не приведет ли это к ущемлению возможностей для частного малого и среднего бизнеса? Как это повлияет на конкурентоспособность продукции?
О: Для российского бизнеса тема создания государственных корпораций является довольно острой. Сохраняется некоторая неопределенность с критериями принятия решения о целесообразности создания госкорпораций в той или иной сфере, с порядком и условиями их взаимодействия с частным бизнесом.
В то же время мы исходим из того, что частный бизнес должен строить партнерские отношения с государственными корпорациями, которые, в свою очередь, будут взаимодействовать не только с крупными, но и с малыми и средними предприятиями. Важно избежать при этом протекционизма, непрозрачности и сопутствующей им коррупции и обеспечить надлежащие конкурентные отношения.
На форуме в Краснодаре первый заместитель председателя Правительства Российской Федерации Д.Медведев подтвердил, что госкорпорации будут создаваться только в тех сферах, где это нужно, и только на срок реализации поставленных перед ними задач. Но при этом сроки должны быть разумными, а задачей не должно быть «зарабатывание денег».
В: Будут ли разработаны механизмы поддержки наукоёмких инновационных разработок? При каких условиях у российского бизнеса появится заинтересованность в инвестировании научных исследований и внедрении современных высоких технологий в производственную сферу? Что сейчас мешает этим процессам?
О: Действительно, резко изменить ситуацию, когда по данным Росстата технологические инновации осуществляет чуть более 9% компаний в промышленности, очень сложно. Инновационные проекты по определению являются долгосрочными, высокозатратными и при этом рискованными.
Нужна как система стимулов, которые сделали бы инвестиции в инновации экономически привлекательными, так и ликвидация барьеров на пути инноваций – неэффективного налогового администрирования и т.д.
Кое-что и по первому, и по второму направлениям уже сделано за последние несколько лет. В 2006 году при активном участии РСПП с 3-х лет до 1-го года сокращен срок признания расходов на НИОКР для целей налогообложения, появилась возможность относить на расходы 100% затрат, вне зависимости от результативности НИОКР; снижен ЕСН для компаний сектора информационно-коммуникационных технологий; принято решение о вычете НДС при осуществлении капитального строительства в общем порядке, не дожидаясь постановки объектов капительного строительства на учет, а также решение об обнулении ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование, не производящееся в Российской Федерации.
Созданы институты развития – особые экономические зоны, технопарки, Инвестиционный фонд Российской Федерации, ОАО «Российская венчурная компания», ОАО «Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий», Банк развития. В отдельных отраслях реализуются такие точечные меры, как создание государственных корпораций.
Но этих мер недостаточно. В условиях, когда перед страной стоит задача перехода к инновационной модели экономики, государство не только может, но и должно отказаться от части доходов в пользу инвестиционной активности предприятий. Предстоит продолжить работу по выработке механизмов стимулирования увеличения доли технологичной продукции, включая налоговое стимулирование, совершенствование порядка и принципов взимания таких налогов, как НДС, налог на прибыль, введение понятия «консолидированный налогоплательщик» и ряда других направлений.
В: Нужно ли России вступать в ВТО?
О: Безусловно, нужно. Да, при этом необходимо защитить интересы российского бизнеса, но, во-первых, речь должна идти о защите конкурентоспособного, или хотя бы потенциально конкурентоспособного, бизнеса. Во-вторых, более эффективно защищать интересы, будучи членом организации, а не находясь «вовне».
При этом задержка с присоединением к ВТО, с одной стороны, дает небольшую «отсрочку» для предприятий – можно успеть провести модернизацию, с другой, мы рискуем получать все новые и новые требования от «обогнавших» нас на пути присоединения к ВТО стран.
ИА “Альянс Медиа” по материалам “Ленты.ру”